Производится во время ТО2. На автомобилях ЗИЛ130, ВАЗ, «Москвич» применяется принудительная система вентиляции. На двигателе ВАЗ2101, ВАЗ2103, «Жигули1300» производится очистка от отложений в трубопроводах вытяжной и приточной части через 20 000 км. Это означает, что пламегаситель и золотник вынимаются из приемного патрубка и промываются. В корпусе воздушного фильтра карбюратора располагается фильтрующий элемент системы вентиляции, который должен заменяться через 10 000 км. В двигателях ЗИЛ130 снимают для промывки в керосине клапан вентиляции картера, а воздушный фильтр вентиляции картера промывают в керосине при замене масла в двигателе. Засорение системы вентиляции повышает давление в картере двигателя, вызывает течь масла из картера.
В двигателе ГАЗ53А, ГАЗ24, УАЗ469 применяется вытяжная открытая система вентиляции. Рекомендуется всякий раз при смене масла в двигателе снимать фильтр вентиляции картера, промывать и смазывать его маслом. Надо иметь в виду, что обильный выход из отсасывающего патрубка отработанных газов указывает на износ поршневых колец, поршней, цилиндров.
На автомобилях «Москвич412» при ТО снимается фильтр с набивкой из капрона, промывается в керосине или неэтилированном бензине, смачивается в масле и ставится на место.
достиг предельной величины. Тогда замер производится с помощью нескольких калиброванных пластин различной толщины.
Зазор также можно замерить при помощи свинцовистой пластины. Ее ставят на шейку коленчатого вала, закрывают крышкой и затягивают для коренных подшипников, например, двигателей ЯМЗ до 30—32 кГм, а для шатунных —до 16—18 кГм. Затем снимают крышку и микрометром замеряют толщину пластины.
Ориентировочные размеры зазоров приведены в таблице 8.
Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и между юбкой поршня и цилиндром.
Увеличение зазора в подшипниках коленчатого вала влияет на давление масла в системе смазки. Если двигатель прогрет, работает с нагрузкой и при этом давление падает ниже 0,8 кГ/см2, то в подшипниках имеется повышенный радиальный зазор. Как правило, стуки возникают при зазорах 0,1—0,2 мм. Стуки поршневых пальцев появляются при зазоре, равном 0,1 мм между пальцем и втулкой головки шатуна.
Зазор в подшипниках определяется с помощью калиброванной пластинки, которую помещают между вкладышем и шейкой вала. Ширина пластинки должна быть 12—15 мм, толщина—0,1 мм с зачищенными краями. Пластинку смазывают, закрывают крышкой, затягивают болты. Если коленчатый вал проворачивается с усилием или совсем заклинивается, то зазор в данном подшипнике не
В таблице 9 приведены ориентировочные данные по замене вкладышей подшипников коленчатого вала.
Вкладыши ремонтного размера 0,05 мм, имеющие уменьшение диаметра против нормального, ставятся при овальности не более 0,05 мм. Резким подъемом и опусканием шатуна можно на ощупь обнаружить предельный зазор на 0,05—0,07 больше нормального, при котором недопустима работа сопряжения. Замена поршневых колец при необходимости производится при замене вкладышей, величины зазоров которых приводятся в таблице 10.
Поршневые кольца карбюраторного двигателя заменяются, если зазор составляет 2,5—3,5 мм, а зазор между канавкой поршня и поршневым кольцом 0,18—0,20 мм, в том случае, когда ослаблена их упругость. Однако основным показателем’ является расход масла. Преждевременная замена колец вредна: нарушается приработка сопряжений цилиндр — кольцо —поршень —кольцо. Иногда заменяют только одно верхнее компрессионное кольцо или масляное.
Двигатель перегревается, что вызывает детонацию, калильное зажигание. Его мощность падает; повышается расход топлива. В этом случае головку цилиндров следует снять.
Детали из алюминиевых сплавов рекомендуется погрузить на 3 часа в раствор, состоящий из 10 л воды, 100 г жидкого мыла, 100 г жидкого стекла и 200 г кальцинированной соды при температуре 90—95°. Детали из чугунного и стального литья погружают в следующий раствор: на 1 л воды 25 г каустической соды, 33 г кальцинированной соды, 1,5 г жидкого стекла и 8,5 г мыла. Температура раствора 80—95°, время выдержки — 2—3 часа. После очистки детали промывают водой и обдувают сжатым воздухом.
Нагар можно удалять щетками и деревянными скребками, размягчив предварительно керосином. При этом необходимо, чтобы на поверхностях не оставалось рисок, так как они способствуют образованию нагара. Не рекомендуется также долгая работа двигателя при малых нагрузках — растет слой нагара.
Нагар из камеры сгорания можно удалить, не снимая головки блока цилиндров. Однако такая очистка не всегда дает должный эффект. Делают смесь в количестве 30—35 см3, состоящую из 40 процентов ацетона, 40 процентов керосина и 20 процентов масла СУ, заливают в отверстие для свечи или форсунки. Керосин можно заменить бензином или денатурированным спиртом.
Коленчатый вал проворачивают на 360° и оставляют на 10—12 часов. Затем на 20—30 минут запускают двигатель; размягченный нагар выгорает. В этом случае в картере двигателя заменя ют масло и перед новым запуском в каждый цилиндр заново доливают по 20—30 см3 масла. Камеры сгорания частично очищаются от нагара, если прогнать автомобиль в течение часа со скоростью: легковые— 120, грузовые — 90 км/ч.