Легковой автомобиль с кузовом типа хэтчбек, оснащенный передним приводом. Был разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987 — 2004 годах. Сегодня он собирается на Украине (на них устанавливаются двигатели объемом 1600 куб.см.). По сути, является модификацией ВАЗ-2108 с иной формой кузова (5-тидверный хэтчбек) в общей линии моделей Лада «Спутник».
Изначально, на «Спутник» устанавливались рядные четырёхцилиндровые восьмиклапанные карбюраторные бензиновые двигатели объёмом по 1100, 1300 и 1500 литров. С 1994 года на эти машины стали монтировать 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111, объем которых составляет 1500 литров с распределенным впрыском топлива. Характерной и очень важной особенностью 8-клапанного двигателя, объем которого составлял 1,5 литра явилось то, что при разрыве ремня ГРМ поршни не доставали до клапанов. Некоторые автомобили оснащались роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, который отличался большей мощностью (в 140 лошадиных сил), но при этом его ресурс был очень мал. В зависимости от конкретного двигателя на конкретной машине, расход топлива составлял от 5.7 до 10 литров на каждый 100 километров пути. Трансмиссия для всех автомобилей была одинаковой – доставшаяся им еще от «восьмерки», механическая с 5-ю ступенями передач.
Этот автомобиль настолько полюбился и прижился в нашей стране, что он даже оставил свой след в российской культуре. Так, автомобиль ВАЗ 2109 упоминается в 3-х песнях известных российских исполнителей: группа «Комбинация» исполняла песню «Вишневая девятка», Тимур Шаов пел «Романс-посвящение автомобилю ВАЗ 2109», а рок-группа «Сектор Газа» упоминала этот продукт отечественного автопрома в своей песне «Самые лучшие тачки!».