Серия российских автомобилей малого тоннажа, производимых на Горьковском автомобильном заводе с июля 1994 года. Помимо российских заводов, сборка автомобилей «ГАЗель» из машино-комплектов ( так называемая, «отвёрточная сборка»), которые поставляются из России, ведется также на нескольких заводах, расположенных в странах СНГ и дальнего зарубежья. В январе 2003 года появилась модель второго поколения, которая внешне отличается от своей предшественницы новым оперением, радиаторной решеткой, а так же бампером и светотехникой. В августе 2005 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла миллионная «ГАЗель».
Автомобили ГАЗель относят к классу Н1 (М1), разрешённая максимальная масса которых не должна превышать 3500 кг. Это дает формальное право водить их (это, к счастью, не распространяется на микроавтобусы) при наличии водительских прав «легковой» категории «В»; также на «Газель» не распространяется ограничение знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Для управления микроавтобусом ГАЗель, водитель должен иметь права на вождение транспортных средств категории «D».
По итогам ежегодного исследования «Лучшие российские бренды», которое компания Interbrand Zintzmeyer&Lux проводила в девятый раз, бренд «ГАЗель» занял 29-е место, опередив в своей категории такие бренды, как LADA и КАМАЗ (получившие соответственно 34-е и 35-е места). Стоимость бренда «ГАЗель» в 2008 году составила $139 млн или 3 564 млн руб.
В 2009 году для поддержания продаж правительство Нижегородской области приняло дополнительные меры, которые обеспечили подъем общего объёма субсидий – теперь он стал достигать 26 % для моделей с цельнометаллическим кузовом.
С начала 2010 года началось производство качественно улучшенной версии автомобиля «ГАЗель-Бизнес»; официальный старт продаж состоялся 25 февраля. На 2012 год ОАО «ГАЗ» анонсировал выпуск нового многообещающего семейства «ГАЗель-3» полная масса которых составит от 3,5 до 5,0 т, с двумя вариантами колёсной базы и задним приводом.