Регулировка взаимного расположения шестерен главной передачи производится при ремонте. В процессе эксплуатации при увеличении бокового зазора (смотреть статью под номером 49), который должен быть в пределах 0,8—0,22 мм, регулировка производится регулировочными гайками / и 2. Для этого отпускают гайку 2 с противоположной стороны от ведомой шестерни так, чтобы она не касалась наружной обоймы подшипника. Затем гайкой 1, расположенной со стороны ведомой шестерни, устанавливают зазор 0,08—0,1 мм между зубьями шестерен. После установки зазора гайку 2 заворачивают до получения зазора 0,12—0,17. Тем самым при установке зазора достигается предварительный натяг в подшипниках. Зазор проверяют индикатором. После регулировки шестерни должны вращаться свободно без заедания.
Расположение ведущей шестерни в основном регулируют при ремонте по пятну контакта зубьев прокладками, которые устанавливаются между внутренней обоймой подшипника и упорной шайбой ведущей шестерни главной передачи.
Регулировка главной передачи заднего моста автомобиля «Москвич412»
При появлении осевого зазора вала ведущей шестерни более 0,05 мм требуется произвести регулировку предварительного натяга подшипников вала ведущей шестерни (смотреть статью под номером 50). Проверку осевого зазора производят индикатором. При этом следует снять главную передачу, предварительно вынув полуоси, зажать в тиски и, перемещая вал за фланец 1, произвести замер. При появлении зазора производят регулировку набором прокладок 2, которые ставятся между втулкой 8 и внутренним кольцом подшипника 9 (0,05; 0,08; 0,12; 0,25; 0,4). Но при разборке главной передачи следует заметить положение регулировочных гаек 3 ведомой шестерни по отношению к картеру главной передачи.
После регулировки и затяжки с моментом 12,5—14 кГм гайки 4 ведущая шестерня должна проворачиваться с усилием 0,1—0,2 кГм или" проворачиваться от руки с небольшим усилием. Затем приступают к регулировке предварительного натяга подшипников дифференциала, если имеется осевой люфт; в подшипниках дифференциала заворачивают правую 3 и левую гайки на одинаковое число оборотов до устранения осевого люфта. Каждую гайку заворачивают на один паз и стопорят.
После регулировки предварительного натяга производят замер бокового зазора индикатором, который должен быть 0,08—0,22 мм. Регулировку зазора производят перемещением ведомой шестерни гайкой 3. Если требуется приблизить ведомую шестерню 5 к ведущей 6, требуется отпустить на несколько пазов правую гайку 3 и на столько же пазов завернуть левую гайку. Так перемещают регулировочные гайки до устранения бокового зазора, сохраняя при этом предварительный натяг в подшипниках дифференциала.
Перемещение ведущей шестерни 6 производится прокладками 7 и такая необходимость возникает в основном при замене главной передачи. Установка шестерен производится по монтажным размерам. Надо иметь в виду, что при установке редуктора главной передачи между картером главной передачи и картером заднего моста устанавливают прокладку толщиной 0,5 мм из автопрокладочного картона. Проверка правильности регулировки главной передачи производится на ходу. Она не должна нагреваться более 80—90° С.
Регулировка главной передачи заднего моста автомобилей ВАЗ2101, ВАЗ2102, ВАЗ2103, ВАЗ21011
При наличии осевого люфта вала ведущей шестерни следует создать натяг в подшипниках ведущей шестерни (смотреть статью под номером 51). Натяг создается при заворачивании гайки 1, которая действует на фланец 2, а он, в свою очередь, упирается в нижнее кольцо 3 переднего подшипника. Между передним и задним подшипниками устанавливается распорная деформируемая втулка 4 и при заворачивании гайки 1 с моментом затяжки 12—18 кГм втулка 4 создает натяг в подшипниках с моментом прокручивания вала ведущей шестерни, равным 16—20 кГсм.
Проверка осевого люфта в подшипниках 12 и 13 дифференциала производится индикатором, при наличии люфта следует произвести регулировку и создать предварительный натяг в подшипниках. Регулировка производится одновременным подкручиванием регулировочными гайками 5 и 6 на равную величину, до устранения зазора, а затем для создания предварительного натяга каждую гайку подкручивают, чтобы она подалась на величину 0,08—0,1 мм; потом гайки фиксируют стопорами 7. Боковой зазор между зубьями главной передачи должен быть в пределах 0,08— 0,12 мм. Проверка производится индикатором. При наличии повышенного зазора следует приблизить ведомую шестерню 8 к ведущей 9. Для этого следует регулировочную гайку 5 отпустить на несколько пазов, а гайку 6 (со стороны места крепления ведомой шестерни к коробке дифференциала) завернуть на такое же количество пазов, чтобы не нарушалась регулировка предварительного натяга подшипников дифференциала.
Перемещение ведущей шестерни, как правило, производится при регулировке взаимного расположения шестерен главной передачи по контактному пятну, при их замене набором прокладок 10. Толщина их от 2,55 до 3,35 мм.
Регулировка предварительного натяга подшипников вала ведущей шестерни производится изменением толщины прокладок 1 (смотреть статью под номером 52) и затягиванием гайки. Подшипники регулируют в том случае, если осевой зазор вала ведущей шестерни составляет более 0,05 мм. Проверку производят индикатором. Правильность регулировки проверяется динамометром, который должен показывать усилие при прокручивании вала ведущей шестерни за фланец, равное для ГАЗ24, УАЗ452 — 1,5—3 кГ, для УАЗ469 — 1—2 кГ (для приработанных подшипников) и 2,5—3,5 кГ (для новых). Также можно проверить правильность регулировок пробегом при скорости движения 70 км/ч в течение 30 минут. Допускается нагрев картера в зоне подшипников вала ведущей шестерни не свыше 70°—80° С .После регулировки гайка 2 должна быть затянута с усилием: для ГАЗ24 и РАФ977 ДМ—15—18 кГм, для УАЗ469, УАЗ452 — 17—21 кГм.