Этот небольшой автомобиль (меньше «Таврии», чуть крупнее «Оки») для нас, можно сказать, не совсем чужой. «ФИАТ-Панда» был выбран прототипом для массового производства в Елабуге, однако альянс, увы, не состоялся. Говорили о налаживании выпуска «Панды» в Казахстане, но и тут вышла осечка. А жаль. Эта модель —одна из последних в поколении, у которого производство еще не было привязано к ультрасовременным технологиям. Важно и то, что «Панда» не утратила привлекательности для западного покупателя.
Модификацию «CLX» с четырехцилиндровым мотором (999 см, 45 л. с.) взялись оценить специалисты берлинского журнала «Ауто —дер дойче штрассенферкер». Они не ограничились кратким знакомством, а провели длительный потребительский тест: за семь месяцев машина пробежала 33 тысячи километров.
Испытатели констатировали хорошую приспособленность автомобиля к городским условиям: безупречная обзорность, легкий руль, удобство парковки, удачное решение проблем эргономики. Единственное замечание —педали сцепления и тормоза слишком сближены, так что водитель с сорок пятым размером обуви испытывал определенные неудобства. Впрочем, для маленьких машин это типично. Некоторый дискомфорт ощутили и четверо дюжих мужчин (средний рост 185 см), съездивших на «Панде» из Берлина в Нюрнберг. Салон был для них тесноват, особенно по ширине.
В опытной эксплуатации всегда интересна статистика дефектов и отказов. Были они и у «Панды».
На второй тысяче раздалась барабанная дробь —стук глушителя по днищу кузова. Подтянули хомуты, но это помогло ненадолго. Словом, как у нашей «Оки».
Постоянно капризничал замок водительской двери, хотя регулировали его неоднократно. Поначалу нечетко работал замок капота. При сильном дожде обнаружилась негерметичность в уплотнении ветрового стекла. Тогда же пришлось зачистить переходные контакты в электромоторе стеклоочистителя. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу заставила корректировать установочный угол зажигания. Короче говоря, букет неисправностей собрался.
До первого ТО (20 тысяч километров пробега) в мотор долили 0,5 литра масла. Немало, если учесть, что емкость всей системы 3,7 литра. Средний расход бензина за период испытаний составил 6,6 л/100 км. Поскольку большая часть пробега пришлась на городские условия, топливную экономичность машины признали хорошей. Что касается сервисных затрат, то они, по мнению немецких специалистов, для автомобиля стоимостью 12 811 марок невелики —менее 400 марок на одно обслуживание.
Коль речь зашла о затратах, отметим непривычную для россиян полуторакратную разницу в ценах машин одного класса. Такова плата за более высокий комфорт «Поло» и немецкое качество.
Итоговая оценка «Панды» весьма благоприятна. К сожалению, нашим автомобилистам едва ли доведется проверить ее собственной практикой.