УЧЕТ, РЕКЛАМАЦИЯ, НОРМЫ ПРОБЕГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОСА И РЕМОНТ ШИН

Основным документом учета шин является карточка учета работы автомобильной шины установленной формы (см. «Правила эксплуатации автомобильных шин»).

Карточку заводят на каждую вновь поступившую в эксплуатацию новую, восстановленную наложением протектора и бывшую в употреблении шину обычной конструкции типа Р и корпус шины типа PC.

Все графы карточки в процессе эксплуатации шины регулярно заполняют вплоть до списания или выбытия шины из автотранспортного предприятия и сдачи ее в обезличенный ремонт восстановлением протектора.

На комплект колец каждой шины типа PC заводят вторую карточку по другой форме, установленной «Правилами эксплуатации шин», или в крайнем случае по форме карточки, установленной для учета работы корпуса шины этого типа.

Учет новых шин ведут по их серийным и гаражным номерам; последние выжигают электроклеймителем на боковинах шин обычной конструкции и «сухарях» (в плечевой части протектора) шин типа Р и корпуса шин типа PC. Глубина выжигаемых цифр допускается не более 1 мм, высота не более 40 мм.

Учет восстановленных шин ведется также по номерам, нанесенным шиноремонтным предприятием в соответствии с техническими условиями на восстановленные шины (МРТУ № 38—4—088—66).

В карточку учета работы шины ежемесячно заносят ее фактический пробег в километрах на данном автомобиле, автобусе, прицепе. Если шина (колесо) находилась в данном месяце в запасе, то ее пробег за этот месяц равен нулю. Не разрешается подсчитывать искусственно пробег каждой шины за отчетный месяц, т. е. определять его путем умножения месячного пробега автомобиля на число только ходовых колес на данном автомобиле и деления полученной суммы пробега на число ходовых и запасного (запасных) колес этого автомобиля.

Как для новых, так и восстановленных шин существуют нормы гарантийного и эксплуатационного пробега. Гарантийные нормы всегда ниже норм эксплуатационного пробега.

Если фактический пробег новой или восстановленной шины ниже соответствующей нормы гарантийного пробега вследствие выявления на шине производственных дефектов то автотранспортное предприятие обязано предъявить соответственно заводуизготовителю или шиноремонтному заводу рекламацию.

При предъявлении заводуизготовителю шин рекламации на его продукцию автотранспортное предприятие направляет акт на дефектные изделия (покрышки, камеры, бескамерные шины), составленный в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственнотехнического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР 15 июня 1965 г. № П6 и 25 апреля 1966 г. № П7, и заверенные копии карточек учета работы дефектных шин. Сами дефектные шины автотранспортное предприятие предъявляет заводуизготовителю только по его требованию.

Заводизготовитель принимает рекламации на его продукцию в течение трех лет до 1/1 1973 г. и пяти лет после 1/1 1973 г. с момента ее изготовления (включая в этот срок время складского хранения). Этот порядок, так же как и нормы гарантийного пробега шин грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и легковых автомобилей, установлен ГОСТ 5513—69 и ГОСТ 4754—64.

Заводизготовитель гарантирует следующий пробег новых шин без ремонта: для грузовых автомобилей 50 тыс. км, для городских автобусов 65 тыс. км; для легковых автомобилей 33 тыс. км (кроме шин размером 130—330). Для шин 130—330 (5,20—13) гарантийный пробег равен 24 тыс. км. При этом обязательным условием является обеспечение автотранспортным предприятием нормальной эксплуатации шин в соответствии с действующими «Правилами».

Шины, отказавшие в работе изза производственных дефектов с пробегом до 15 тыс. км для грузовых автомобилей и автобусов и до 10 тыс. км для легковых автомобилей, заводизготовитель обменивает на новые безвозмездно, а в случае если пробег таких шин составил соответственно более 15 и 10 тыс. км, но менее гарантируемой нормы, заводизготовитель оплачивает автотранспортному предприятию стоимость каждого километра недопробега шин до этой нормы.

ГОСТ 4754—64 предусматривает, что гарантийный пробег шин должен обеспечивать средний эксплуатационный пробег шин для легковых автомобилей 42—45 тыс. км.

Порядок и сроки предъявления претензий шиноремонтным предприятиям за недопробег восстановленных шин до норм гарантийного пробега, а также эти нормы пробега установлены «Техническими условиями на шины автомобильные, восстановленные методом наложения протектора» (МРТУ № 38—4—088—66).

В настоящее время нормы эксплуатационного пробега восстановленных шин официально не установлены. Однако, учитывая фактически достигнутый уровень средних пробегов восстановленных шин в системе автомобильного транспорта общего пользования союзных республик и в среднем по стране, а также учитывая в известной мере зарубежный опыт, следует считать, что эксплуатационный пробег каждой автомобильной шины, восстановленной наложением протектора, должен составлять в среднем не менее 50—55% доремонтного пробега (новой шины). По мере повышения технического уровня эксплуатации, качества новых и восстадавленных шин это соотношение пробегов будет несколько повышаться и должно составить в среднем по стране к 1975 г. 60%.

Нормы эксплуатационного пробега новых шин и порядок определения затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин установлены Министерством финансов СССР.

Автотранспортные предприятия министерств, ведомств СССР и союзных республик, кроме автомобильного транспорта, не выделенного на хозрасчет, должны ежемесячно начислять (резервировать) суммы на восстановление износа шин и их ремонт на основании данных о фактическом пробеге эксплуатируемых шин, включая шины, восстановленные наложением протектора по. установленным нормам.

Автотранспортные предприятия могут снижать нормы эксплуатационного пробега шин на 10—15% и повышать нормы затрат на восстановление износа и их ремонт в зависимости от типов подвижного состава и условий его работы (для автомобилейсамосвалов, автомобилей, постоянно работающих с прицепами и полуприцепами, для специфических тяжелых условий работы — в каменных карьерах, разработках угля и руды, добываемых открытым способом, и др.).

Советам министров союзных и автономных республик, областным и краевым исполкомам предоставлено право снижать и повышать нормы эксплуатационного пробега шин до 30% в зависимости от условий работы автомобильного транспорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *