Техническое обслуживание приборов электрооборудования

Техническое обслуживание приборов электрооборудования

Основные неисправности аккумуляторных батарей. При эксплуа тации аккумуляторных батарей возникают следующие неисправности: окисление выводов, трещины в мастике и крышках аккумуляторов, ускоренный саморазряд, пониженный уровень электролита, сульфатация пластин, короткое замыкание пластин.

Окисление выводов « + » я «—» ускоряется при попадании на них электролита, отсутствии смазки и неплотном креплении проводов. Окисление повышает сопротивление в цепи всех потребителей, особенно стартера, а поэтому затрудняется пуск двигателя и нарушается работа потребителей электрической энергии.

Трещины в мастике и крышках аккумуляторов. При этих неисправностях выплескивается электролит на поверхность крышек. Электролит вызывает замыкание плюсовых и минусовых выводов аккумуляторов, что вызывает их саморазряд.

Электролит и грязь с поверхности крышек удаляют протиркой тряпкой, смоченной 10%ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Затем крышки протирают насухо. Поврежденные крышки и ма. стику заменяют, 222

Ускоренный саморазряд. При бездействии батареи допускается саморязряд ее с потерей емкости не более 1 % в сутки. Причинами более быстрого саморазряда являются: замыкание выводов аккумуляторов грязью или электролитом; замыкание пластин высыпавшейся активной массой на дно бака; разрушение сепараторов, попадание в электролит грязи; применение недистиллированной воды и загрязненной серной кислоты.

Признаки ускоренного саморазряда: быстрое уменьшение емкости, напряжения и плотности электролита в нерабочем состоянии батареи. В случае большого саморазряда батарею разбирают и устраняют неисправности.

у Пониженный уровень электролита в аккумуляторах может быть вследствие испарения и электролиза воды, а также при утечке через трещины в мастике, крышках и стенках бака. Верхняя часть пластин, пе закрытая электролитом, разрушается и сульфатируется, что снижает емкость батареи.

Повышают уровень электролита доливкой дистиллированной воды. В случае утечки электролита в аккумуляторы доливают электролит такой же плотности, как внутри аккумуляторов.

Сульфатация пластин. Сульфатацией называют образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности и в порах активной массы пластин. У сульфатированиых пластин не вся активная масса участвует в работе, а поэтому снижается емкость аккумулятора и всей батареи. На поверхности пластин образуются белые пятна. Сульфатация пластин ускоряется при длительном хранении батареи без подзаряда, повышенной плотности электролита, большом саморазряде и загрязнении электролита.

Сульфатированная батарея быстро разряжается при резком падении напряжения; а при заряде быстро повышается напряжение и возникает бурное газовыделение при незначительном повышении плотности электролита. Сульфатацию пластин исправляют длительным зарядом малой силы тока при низкой плотности электролита. Сильно сульфатированные пластины не восстанавливаются.

Короткое замыкание пластин в аккумуляторах возникает при разрушении сепараторов и большом выпадании активной массы на дно бака. В короткозамкнутых аккумуляторах будут малая плотность электролита и малое напряжение. Такую батарею сдают в ремонт.

Техническое обслуживание аккумуляторных батареи. При первом техническом обслуживании очищают батарею от грязи и электролита. Проверяют и при необходимости подтягивают крепление аккумуляторной батареи в гнезде. Прочищают заостренной палочкой газоотводные отверстия в пробках или крышках аккумуляторов. Проверяют состояние и надежность крепления наконечников проводов к выводам батареи. Окисленные наконечники и выводы зачищают щеткой с металлическим ворсом или абразивной бумагой, а затем смазывают тонким слоем вазелина. Проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи при помощи стеклянной трубки. При необходимости доливают только дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть выше предохранительного щитка на 10—15 мм.

При втором техническом обслуживании измеряют денсиметром плотность электролита в каждом аккумуляторе. Во всех аккумуляторах батареи плотность электролита не должна отличаться более чем на 0,01 гсм3.

По величине замеренной плотности электролита определяют степень разряженности батарей, которая составляет.

Ранее было сказано, что уменьшение плотности электролита на 0,01 гсм3 соответствует разряду батареи на 6% Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо подзарядить.Состояние батареи можно определить нагрузочной вилкой (смотреть статью на сайте под номером 150), которая состоит из двух нагрузочных резисторов и 7, вольтметра 4, кожуха 6, рукоятки 5 и контактных ножек 2 и 9.

Резистор 7 включается контактной гайкой 3 при проверке батареи емкостью от 40 до 65 Ач, а резистор включается гайкой 8 при проверке батареи емкостью от 70 до 100 Ач.

При проверке нажатием на рукоятку 5 плотно прижимают острия ножек 2 и 9 к выводам проверяемого аккумулятора в течение 5 с. В конце пятой секунды определяют величину напряжения по показанию стрелки вольтметра 4. У заряженной и исправной батареи напряжение каждого аккумулятора будет не ниже 1,7—1,8 В. Если напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается от напряжения других более чем на 0,1 В или будет ниже 1,7 В, то батарея требует подзаряда или ремонта.

Напряжение аккумуляторов замеряют только при завернутых пробках, чтобы предотвратить возможный взрыв смеси газов кислорода и водорода, скапливающихся под крышками аккумуляторов.

На автомобиле состояние батареи проверяют стартером. Батарея считается исправной, если при пуске двигателя стартер вращает коленчатый вал с частотой не менее 40 обмин.

В северных районах с температурой зимой ниже —30° С до водят плотность электролита а Ш^Ш^мшш^ 1 .41 гсм3.

весной до 1,27 гсм3. Для уменьшения плотности электролита в аккумуляторы доливают дистиллированную воду, а для повышения — электролит плотностью 1,40 гсм3.

Основные неисправности в цепях генератора и регулятора напряжения. Признаками основных неисправностей генератора и регулятора напряжения являются: амперметр не регистрирует зарядный ток при разряженной аккумуляторной батарее, малая сила зарядного тока при разряженной батарее, большая сила зарядного тока при заряженной батарее. ,

Амперметр не регистрирует зарядный ток при разряженной батарее при4 следующих неисправностях: обрыв или слабое натяжение ремня привода генератора; обрыв цепи возбуждения генератора; обрыв цепи, соединяющей генератор и аккумуляторную батарею; неисправность генератора или регулятора напряжения.

Натяжение ремня осуществляется отклонением генератора. В случае обрыва или нарушения контакта в цепи возбуждения генератор не возбуждается. Для проверки генератора измеряют напряжение вольтметром, подключая провода от него на зажимы « + » и «—» генератора. Чаще всего нарушение контакта в цепи возбуждения возникает в штекерных соединениях на регуляторе напряжения и на зажиме «Ш» генератора. Особое внимание уделяют надежности крепления наконечников проводов, соединяющих генератор и регулятор напряжения, плюсовой и минусовой выводы батареи с тяговым реле стартера и корпусом автомобиля.

Места крепления и наконечники проводов при необходимости зачитают, а наконечники надежно крепят.

Исправность цепи, соединяющей генератор и аккумуляторную батарею, проверяют контрольной лампой при неработающем двигателе. Один провод от лампы соединяют на зажим « + » генератора, а другой на корпус автомобиля. Лампа будет гореть при исправной .цени.

Простейшие способы проверки исправности генератора и регулятора напряжения.

Первый способ Пускают двигатель стартером, в результате чего произойдет частичный разряд батареи. Если генератор, регулятор напряжения и зарядная цепь исправны, то при работе двигателя стрелка амперметра будет отклоняться в сторону регистрации зарядного тока. Через 20—30 мин зарядный ток

Постепенно уменьшитсядо нуля, так как произойдет полный заряд батареи.

Второй способ. При работающем двигателе подключают вольтметр к зажимам « + » и «—» генератора. Если вольтметр регистрирует нормальное напряжение (см. смотреть статью на сайте под номером 5), то генератор, регулятор напряжения и зарядная цепь исправны. У Когда напряжение генератора мало или равно нулю, то необходимо прове

*рить исправность генератора и регулятора. С этой целью при работающем двигателе выключают все лампы освещения и.соединяют проводником на 1—2 с зажимы « + »ч! Ш генератора". Если генератор исправный, то стрелка вольтметра резко отклонится и будет регистрировать напряжение больше нормальной величины. Во избежание пробоя диодов выпрямителя нельзя замыкать зажимы «+» и Ш генератора более 2 с. Если при проверке установили, что генератор возбуждаехся, а стрелка амперметра не регистрирует зарядный ток, то неисправен регулятор напряжения. Неисправные генератор и регулятор напряжения подлежат замене.

Малая сила тока при разряженной аккумуляторной, батарее будет при следующих неисправностях: пробуксовка ремня привода генератора; ослабление крепления или сильное окисление" наконечников проводов в цепи, соединяющей генератор, регулятор напряжения и аккумуляторную батарею; неисправны генератор и регулятор напряжения.

Большая сила зарядного тока при заряженной батарее возникает вследствие повышенного напряжения генератора. При длительной работе двигателя происходит сильное газообразование в электролите аккумуляторов; быстро снижается уровень электролита; очень яркое свечение ламп; частое перегорание нитей накаливания ламп

Основные неисправности генератора. Наиболее часто встречающимися неисправностями генератора являются: плохой контакт , между щетками и контактными кольцами ротора, обрыв обмотки I возбуждения, пробой диодов выпрямительного блока, износ и не] достаточная смазка подшипников.

Плохой контакт между щетками и контактны1 ми кольцами ротора возникает при загрязнении и замасI ливании контактных колец, большом износе щеток и зависании luejj1 ток в щеткодержателях. При этом уменьшается сила тока в цепи! обмотки возбуждения, а поэтому напряжение генератора будет! меньше нормальной величины.

Загрязненные кольца, щетки и щеткодержатель протирают! тряпкой, смоченной бензином. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться без заедания. Щетки заменяют, когда высота их| будет меньше 8 мм.

Окисленную поверхность ^контактных колеи ротора зачищают? абразивной бумагой зернистостью 80—100.

Обрыв обмотки возбуждения. При этой неисправно! сти генератор не возбуждается. Обмотку на обрыв проверяют контрольной лампой при питании ее от аккумуляторной батареи. Про вода от лампы подключают к контактным кольцам. Лампа будет гореть при исправной обмотке.

Пробой диодов выпрямительного блока происходит при перегреве их током большой силы и повышении напряжения генератора выше нормы (см. смотреть статью на сайте под номером 5). При такой неисправности происходит короткое замыкание фаз обмотки статора, а поэтому напряжение генератора будет меньше регулируемой величины. Неисправный блок заменяют.

Во избежание пробоя диодов нельзя замыкать проводником зажим « + » генератора на корпус, а такжене допускать отключения аккумуляторной батареи при работающем двигателе.

Износ и недостаточная смазка подшипников вызывают повышенный шум генератора. Смазку подшипников осуществляют после разборки генератора. Неисправные подшипники заменяют.

Основные нгисправности регулятора напряжения. При работе двигателя с отключенной батареей может возникнуть пробой стабилитроне и транзисторов регулятора, в результате чего произойдет уменьшение или увеличение регулируемого напряжения генератора.

Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения. При ежедневном о б л у.ж и в а н и и, после пуска Двигателя стартером, проверяют исправность генератора по показаниям амперметра. Когда генератор и регулятор напряжения исправны, то пОсле пуска двигателя стартеромамперметр регистрирует большую силу зарядного тока, которая быстро уменьшается по мере заряда аккумуляторной батареи.

При первом и втором техническом обслуживании проверяют крепление генератора, натяжение ремня привода генератора и надежность крепления наконечников проводов на зажимах генератора и регулятора напряжения.

При втором техническом обслуживании очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток и контактных колец. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.

При очеред ном Т 02, через 25—30 тыс км, разбирают генератордля очистки от загрязнения и проверки состояния обмоток, выпрямительного блока и других узлов. Кроме того, проверяют исправность генератора и регулятора напряжения на специальных стендах или на автомобиле с применением контрольных приборов.

Основные неисправности системы, зажигания. Неисправности, возникающие в системе зажигания, могут вызвать затрудненный пуск двигателя, перебои в работе цилиндров, снижение мощности и экономичности двигателя.

Затрудненный пуск двигателя вызывается следующими неисправностями: разряжена аккумуляторная батарея; сильное окисление выводов батареи и наконечников проводов; обрыв провода в цепи низкого напряжения и непрочное крепление наконечников проводов; нарушение контакта в выключателе зажигания; перегорание дополнительного резистора в первичной цепи катушки зажигания; замасливание, сильное окисление и подгорание контактов прерывателя; пробой изоляции вторичной обмотки.катушки зажигания, пробой изоляции обкладок конденсатора, трещины ^ роторе и крышке распределителя, отложение нагара на изоляторах и электродах свечей.

Окисленные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов зачищают абразивной бумагой.

 При обрыве провода в цепи низкого напряжения, непрочном креплении наконечников проводов, нарушении контакта выключателе зажигания и перегорании дополнительного резистора в первичной цепи катушки зажигания — не включается цепь низкого напряжения.

Вследствие этогоне происходит отклонение стрелки амперметра, на разряд во время вращения коленчатого вала пусковой рукояткой или стартером.

При проверке системы зажигания между проводами; отключенными от свечей зажигания, и корпусом автомобиля на расстоянии 6—7 мм не создается искра высокого напряжения.

Исправность цепи низкого напряжения проверяют контрольной лампой. Для этого один провод от лампы соединяют с корпусом автомобиля, а свободным концом другого провода поочередно касаются зажимов цепи. Если цепь исправна, то при включенном выключателе зажигания лампа, подключенная к зажиму 9 (см. смотреть статью на сайте под номером 56) прерывателя, будет гореть при разомкнутых контактах прерывателя.

При замкнутых контактах лампа будет закорочена контактами и поэтому гореть не будет.

Для проверки выключателя зажигания подключают провод от лампы на зажим ВКБ дополнительного резистора 14. Лампа будет гореть при исправном выключателе.

I Для проверки дополнительного резистора на обрыв провод от лампы подключают поочередно за зажимы ВК И ВКБ катушки. Если лампа будет гореть при подключении провода на зажим ВКБ и не гореть при подключении провода на зажим ВК, то дополнительный резистор перегорел. В случае обрыва резистора двигатель будет пускаться стартером, а затем прекращать работать после выключения стартера. Неисправный резистор заменяют.

Концы оборванного провода зачищают от изоляции, прочно соединяют их и пропаивают. Затем изолируют место соединения. Подтягивают соединения наконечников проводов. Неисправные катушку и выключатель зажигания заменяют.

Масло и грязь с поверхности контактов прерывателя удаляют протиркой их замшей или плотной тканью, смоченной бензином. Затем контакты продувают сжатым воздухом, что необходимо для испарения бензина. Окисленные и подгоревшие контакты зачищают абразивной пластинкой, надфилем или стеклянной бумагой зернистостью 140—170.

В случае пробоя изоляции вторичной обмотки катушки зажигания снижается напряжение, подводимое к свечам зажигания. Пробой изоляции обмотки возникает при перегреве, а также при длительной работе катушки. Во избежание перегрева катушки нельзя оставлять на длительное время включенное зажигание при неработающем двигателе.

При пробое изоляции обкладок конденсатора уменьшается его емкость, а поэтому между контактами прерывателя возникает сильное искрение, что и будет причиной резкого уменьшения высокого напряжения.

Для проверки конденсатора, а также катушки зажигания извле  кают высоковольтный провод из центрального ввода крышки распределителя и подводят его наконечник к корпусу двигателя с зазором 6—7 мм. Затем снимают крышку распределителя, включают, зажигание и вращают пусковой рукояткой коленчатый вал двигате^ ля, что необходимо для периодического размыкания  и замыкания, контактов прерывателя. Можно не вращать коленчатый вал, но тог228 да для размыкания и замыкания контактов прерывателя следует быстро повертывать ротор распределителя в обе стороны на величину угла, допускаемого вырезами в поводковой пластине кулачка прерывателя.

При исправном конденсаторе и исправной катушке между контактами прерывателя возникает небольшое и нерегулярное искрение, а высокое напряжение создает искру 6—7 мм при каждом размыкании контактов.

В случае пробоя изоляции обкладок конденсатора между контактами будет сильное искрение, а между наконечником высоковольтного провода и корпусом двигателя будет создаваться ^искра с перебоями даже при зазоре меньше 6 мм. Неисправные катушку зажигания и конденсатор заменяют.

Трещины в роторе и крышке распределителя, а также загрязнениеих поверхности вызовут утечку тока высокого напряжения на корпус автомобиля. Неисправные ротор и крышку заменяют.

Отложение нагара на изоляторах и электродах свечей зажигания и образование трещин в изоляторах вызывают утечку тока высокого напряжения на корпус, и поэтому не возникает искры между электродами. Нагар с изолятора и корпуса свечи "Очищается на пескоструйном аппарате. При повреждении изолятора свечу заменяют. В случае уменьшения зазора между электродами они чаще замыкаются нагаром и топливом.

Перебои в работе цилиндров двигателя возникают вследствиенеисправности свечей зажигания или большого зазора между их электродами; малого и большого зазора между контактами прерывателя (при неправильной регулировке); сильного загрязнения и подгорания контактов прерывателя; нарушения контакта в креплении конденсатора; повреждения ротора и крышки распределителя; пробоя изоляции вторичной обмотки катушки зажигания и др.

Неработающая свеча менее нагрета по сравнению с работающими и. как правило, загрязнена нагаром и топливом. Неработающую свечу можно определить поочередным выниманием проводов

из выводовкрышки распределителя. Если отсоединить провод от  неработающей свечи, то перебои в работе цилиндров останутся прежними,т. е. не будут изменяться. Зазор между электродами должен быть 0,9 мм. Зазор регулируют подгибанием бокового электрода и проверяют круглым щупом (смотреть статью на сайте под номером 151).

При малом зазоре между контактами прерывателя увеличивается искрение между ними, а при большом зазоре уменьшается время замкнутого состояния контактов, что уменьшает силу тока низкого напряжения. В обоих случаях снижается высокое напряжение, а поэтому возникнут перебои в создании искр между электродами свечей зажигания.

Зазор между контактами регулируют эксцентриком (смотреть статью на сайте под номером 152) и проверяют плоским щупом.

Сильное загрязнение и подгорание контактов прерывателя не обеспечивают надежного электрического контакта при каждом замыкании их, что вызовет перебои в индуктировании высокого напряжения во вторичной обмотке катушки.

Нарушение контакта в креплении конденсатора будет причиной сильного искрения между контактами прерывателя, а, следовательно, й уменьшения высокого напряжения.

При повреждении ротора и крышки распределителя возникает утечка тока высокого напряжения на корпус автомобиля.

Снижение мощности и экономичности двигателя вызывается перебоями в работе .цилиндров, неисправностью центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, неправильной установкой зажигания и др. Эти неисправности вызывают увеличение расхода топлива. В случае одного неработающего цилиндра расход топлива возрастает до 30%.

В центробежном регуляторе происходит уменьшение упругости пружин грузиков и тогда увеличивается угрл опережения зажигания больше необходимой величины на малых и средних частотах вращения, коленчатого вала двигателя.

В вакуумном регуляторе нарушается герметичность корпуса, повреждается диафрагма и уменьшается упругость пружины диафрагмы. Эти неисправности нарушают изменение угла опережения зажигания при изменении нагрузки двигателя. Исправность регуляторов опережения зажигания проверяют на специальных стен дах.

Техническое обслуживание приборов системы зажигания. При первом техническом обслуживании проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателяраспределителя и катушки зажигания.

Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают вал привода кулачка прерывателя.

При вТором техническом обслуживании проверяют состояние й очищают поверхность приборов зажигания и проводов от пыли и масла протиркой их сухой тряпкой. Подтягивают крепление наконечников проводов на зажимах приборов. Проверяют состояние свечей зажигания и при необходимости очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами.

Осматривают состояние деталей прерывателяраспределителя и при необходимости заменяют детали. Продувают сжатым воздухом детали прерывателя.

Протирают загрязненные детали тряпкой, слегка смоченной чистым бензином. Зачищают контакты прерывателя и регулируют зазор между ними.

Смазывают маслом для двигателя ось рычажка — цдной каплей; фильц для смазки кулачка — двумя каплями; втулку кулачка (при снятых роторе и фетровой шайбе) тремячетырьмя каплями масла.

Заполняют колпачок масленки густой смазкой. Проверяют правильность установки зажигания (при движении автомобиля).

Через 40000—60000 км. пробега, при ТО2 разбирают й выполняют текущий ремонт прерывателяраспределителя. Проверяют на специальных стендах техническое состояние и исправность работы прерывателя, распределителя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, конденсатора и катушки зажигания. Устраняют выявленные неисправности.

Установка зажигания. Для установки зажигания выполняют следующее:

снимают крышку и ротор распределителя и проверяют состояние контактов прерывателя и величину зазора между ними. При необходимости зачищают контакты и регулируют зазор между ними. Окисленные контакты зачищают абразивной пластинкой, стеклянной бумагой зернистостью 140—170 или надфилем. Перед проверкой и регулировкой зазора между контактами прерывателя вращением коленчатого вала устанавливают кулачок 2 (см. смотреть статью на сайте под номером 152) прерывателя в положение полного размыкания контактов. При этом положении один из выступов кулачка должен полностью находить на подушечку 3 рычажка прерывателя. Затем вводят щуп толщиной 0,35—0,45 мм в зазор между . контактами. Щуп должен входить плотно, без разведения контактов. При меньшем или большем зазоре ослабляют винт 5 крепления пластины 4 неподвижного контакта и вращением регулировочного эксцентрика устанавливают нормальный зазор;

устанавливают указатель октанкорректора против среднего де ления шкалы. Для этого в прерывателераспределителе Р119 вращают две гайки 4 (см. смотреть статью на сайте под номером 64, а), а в прерывателераспределителе Р119Б отвертывают болт 2 (см. смотреть статью на сайте под номером 64, в) и повертывают пластину 3 вместе с распределителем, затем завертывают болт 2;

вывертывают свечу первого цилиндра и, закрыв пальцем отверстие для свечи, медленно вращают коленчатый вал пусковой рукояткой до начала.выхода воздуха изпод пальца. В этот период совершается такт сжатия;

осторожно вращают коленчатый вал до совпадения установочного штифта (смотреть статью на сайте под номером 153, а) на крышке распределительных шестерен с первым вырезом 2 на шкиве коленчатого вала двигателя автомобиля ГАЗ24 «Волга» или с отверстием 2 на шкиве (смотреть статью на сайте под номером 153,6) двигателей автомобилей УАЗ451, 452, 469. При таком положении поршень не дойдет до МВТ на 5°. Завертывают на место свечу;

ослабляют болт 2 (см. смотреть статью на сайте под номером 64, б) крепления корпуса прерыва»

теляраспределителя к двигателю и повертывают корпус против ча

совой стрелки настолько, чтобы замкнулись контакты прерывате

ля;       .

подключают контрольную лампу 5 (смотреть статью на сайте под номером 153, в) параллельно контактам прерывателя. Для это~го один провод от лампы при

Соединяют к зажиму 4 прерывателя, а другой — на корпус прерывателяраспределителя или двигателя;

включают зажигание. При. замкнутом состоянии контактов прерывателя лампа закорочена (шунтирована) контактами, а поэтому ток не проходит через лампу, и она не горит;

устанавливают начало размыкания контактов прерывателя. Для этого плавно повертывают корпус прерывателяраспределителя по часовой стрелке до начала свечения контрольной лампы. В этот момент выступ кулачка 3 подойдет вплотную к подушечке 2 рычажка прерывателя.и начнет размыкать контакты . Затем, придерживая корпус прерывателяраспределителя, завертывают болт 2 (см смотреть статью на сайте под номером 64, б) крепления прерывателяраспределителя к двигателю;

выключают зажигание, отсоединяют контрольную лампу и устанавливают на место ротор и крышку,распределителя;

провод от свечи первого цилиндра вставляют в отверстие того вывода крышки, против которого расположен электрод ротора, а остальные провода от свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя (1—2—4—3). При этом следует помнить, что ротор распределителя вращается против часовой стрелки;

вставляют в центральный вывод крышки распределителя высоковольтный провод от катушки зажигания.

После проведения вышеуказанных операций проверяют правильность установки зажигания, для чего:

пускают, и прогревают двигатель до температурыохлаждающей жидкости 80—90° С;

на ровном горизонтальном участке дороги, на прямой передаче, двигаются со.скоростью 30—35 кмч;

резко нажимают до отказа на педаль управления дроссельной заслонки карбюратора. При правильной установке зажигания во время разгона должны быть слышны кратковременные детонационные стуки. Если стуков нет, следует увеличить угол опережения зажигания на.одно деление шкалы октанкорректора в направлении к метке « + ». Это достигается двумя гайками октанкорректора. При продолжительных стуках следует уменьшить угол опережения зажигания, для чего повернуть корпус на одно деление шкалы октанкорректора в направлении к метке «—». Затем снова проверить правильность установки зажигания.

Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует проводить при переходе на бензин с другим октановым числом и после регулировки зазора между контактами прерывателя. При большом зазоре между контактами прерывателя контакты размыкаются раньше, что увеличивает угол опережения зажигания. С уменьшением зазора между контактами угол опережения зажигания уменьшается.

Основные неисправности стартера. Признаками основных неисправностей стартера являются: стартер не включается, стартер вращает коленчатый вал двигателя с малой частотой, стартер включается, но коленчатый вал двигателя не вращается.

Стартер не включается при значительном разряде аккумуляторной батареи, плохих контактах в соединениях наконечников проводовна выводах аккумуляторной батареи и зажимах тягового реле, неисправности выключателя стартера и реле включения, большом подгорании контактного диска и торцов зажимов тягового реле, замасливании коллектора, большом износе щеток стартера и других неисправностях.

Окисленные наконечники проводов и выводы аккумуляторной батареи зачищают и надежно закрепляют. Масло и грязь с коллектора удаляют чистой трялкой, слегка смоченной бензином. Окисленный коллектор зачищают стеклянной бумагой зернистостью 80—100.

Обгоревшие поверхности контактного диска и торцы зажимов тягового реле зачищают напильником, а затем стеклянной бумагой. Щетки, изношенные по высоте менее 7 мм, заменяют. Неисправные реле подвергают ремонту или заменяют.

Стартер вращает коленчатый вал двигателя с малой частотой при выше указанных неисправностях, за исключением неисправностей выключателя и реле включения.

Стартер включается, но коленчатый вал двигателя не вращается при пробуксовке муфты свободного хода, износе роликов или заедании плунжеров муфты.

В случае заклинивания муфты возможен выброс проводников из сердечника якоря при несвоевременном выключении стартера. Неисправную муфту заменяют.

Для проверки стартера замыкают толстым проводом зажимы 16 (см. смотреть статью на сайте под номером 65) тягового реле, при этом якорь исправного стартера должен вращаться.

При проверке тягового реле замыкают проводом.зажимы Б и С реле включения или зажим вывода 24 с одним из зажимов 16 (к которому подключен провод от аккумуляторной батареи). Исправное реле сработает и включит стартер.

Для проверки реле включения замыкают проводом зажим Б с зажимом К, к которому подключен провод от выключателя зажигания. Исправное реле сработает, и тогда включится тяговое реле, а следовательно, и стартер. Если после проверки стартера и обоих реле стартер включается выключателем зажигания, то неисправен выключатель или оборван провод, подключенный к зажиму выключателя.

Техническое обслуживание стартера. При ТО2 очищают стартер от пыли и грязи и проверяют крепление его к картеру маховика и крепление проводов к стартеру.

Один раз в год при ТО2 снимают стартер с двигателя, разбив рают его, протирают и продувают все детали сжатым воздухом, устраняют выявленные неисправности, смазызают подшипники вала якоря маслом, применяемым для двигателя, а шлицы вала, втулки привода, ось и палец рычага — смазкой ГОИ54.

Проверяют работу стартера на специальных стендах. При необходимости регулируют положение шестерни привода.

            "           ..

Торец шестерни привода должен отстоять от торца фланца крышки (см. смотреть статью на сайте под номером 65) на 34 мм. Это расстояние регулируют поворотом эксцентриковой оси 36 рычага привода. После регулировки ось закрепляют гайкой.

Основные неисправности звукового сигнала. Признаками неисправностей сигнала являются: отказ в работе, слабый звук, включение сигнала без нажатия на кнопку и пр.

Отказ в работе возникает при обрыве проводов в цепи сигнала, неисправном реле и сильном окислении контактов кнопки. Оборванные провода соединяют, неисправное реле заменяют, окислившиеся контакты кнопки зачищают стеклянной бумагой. *

Слабый звук будет при нарушении регулировки и окислении контактов прерывателя сигнала. Силу звука регулируют вращением гаек 10 (см. смотреть статью на сайте под номером 66). Окисленные контакты зачищают надфилем.

Включение сигнала без нажатия на кнопку происходит при замыкании на корпус провода, подключенного к зажиму К реле (см. смотреть статью на сайте под номером 66), и при сваривании контактов реле. Место провода с поврежденной изоляцией изолируют, контакты реле зачищают надфилем, а затем стеклянной бумагой. При необходимости регулируют реле.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие сигнала. При ТО1 и ТО2 проверяют силу звука сигнала и при необходимости регулируют его.

Основные неисправности контрольноизмерительных приборов. Признаками неисправностей контрольноизмерительных приборов являются следующие: при включении и выключении зажигания стрелки указателей манометра, термометра и измерителя уровня топлива остаются неподвижными; резкие колебания стрелки или неточные показания.

Обычно причиной отказа работы приборов является отключение цепи кнопочным предохранителем, включенным в цепи приборов. Для проверки цепи необходимо нажать на кнопку предохранителя.

В случае обрыва провода, соединяющего датчик и указатель, в момент включения зажигания в указателях температуры охлаждающей жидкости и давления масла стрелка будет отклоняться до отказа влево от крайнего левого деления, а в измерителе уровня топлива — вправо за деление «П» шкалы.

 Резкие колебания стрелки или неточные показания приборов чаще всего являются следствием непрочного крепления наконечников проводов на .зажимах датчиков и указателей.

Правильность показаний указателей можно проверить сопоставлением показаний стрелки проверяемого указателя:

у электрического термометра — с показаниями ртутного термометра, опущенного в охлаждающую жидкость;

у электрического манометра — с показанием контрольного манометра, включенного в масляную магистраль двигателя; 

—        233

у электрического измерителя уровня топлива — сопоставлением  сколичеством топлива при наполнении бака с помощью мерной посуды или линейки.

 В случае отказа приборов необходимо проверить крепление наконечников проводников, исправность предохранителя и проводов и, если они исправны, то заменить в первую очередь* датчик, так как датчики отказывают в работе чаше, чем указатели.

При каждом техническом обслуживании проверяют Действие контрольноизмерительных приборов  при работающем двигателе и устраняютвыявленные неисправности.,

Осносные неисправности системы освещения и световой сигнализации. Признаками основных неисправностей будут: не работает вся система освещение, «не горят отдельные лампы, частое перегорание нитей накаливания ламп, не мигают или не включаются лампы указателей поворота.

Не работает вся" система освещения чаще всего вследствие выключения предохранителя при коротком замыкании в цепи. В этом случае следует выключить все приборы освещения и устранить повреждение и только потом включить предохранитель. Затем поочередно включить приборы освещения. Если в данном случае при включении какоголибо потребителя предохранитель снова отключит цепь питания, то цепь этого потребителя имеет короткое замыкание.

Не горят отдельные лампы обычно вследствие перегорания нитей ламп, плохого контакта в патроне ламп, соединительных панелях, переключателях и выключателях, неисправности переключателей и выключателей, обрыва и отсоединения проводов. Перегоревшие лампы заменяют. Укрепляют соединения наконечников проводов. Окисленные зажимы зачищают. В патронах установки ламп подгибают пружинный контакт; заменяют неисправные выключатели и переключатели.

Частое перегорание нитей накаливания ламп обычно происходит при повышенном напряжении генератора вследствие неисправности регулятора напряжения. При непрочном креплении лампы в патроне или непрочном креплении фары или фонаря вследствие сильной вибрации возникает обрыв нитей ламп.

Лампы указателей поворота не мигают или не включаются, как правило, вследствие неисправностей прерывателя. Если произошел обрыв обмотки, то лампы не включаются. При перегорании струны лампы включаются, но не мигают.

Поврежденные рассеиватели света фар и фонарей следует заменять.

Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации. При каждом виде технического обслуживания осуществляют очистку от пыли и грязи фар, подфарников, указателей поворотов, задних фонарей, стопсигнала, и других приборов освещения, а также наличия света в них.

Проверяют действие переключателей и выключателей ламп приборов освещения и световой сигнализации.

При ТО2 и после смены ламп проверяют правильность регулировки направления света фар.

Следует помнить, что нарушение регулировки направления света фар приводит к ослеплению Водителей встречных транспортных средств, а следовательно, повышает опасность движения транспорта на дорогах.

Порядок регулирования фар автомобиля УАЗ452 света фар.  Устанавливают ненагруженный автомобиль на горизонтальной площадке перед экраном на расстоянии 7,5 м и снимают ободки у обеих фар. Включают дальний свет и закрывают чехлом одну из фар. Затем устанавливают двумя регулировочными винтами (сверху и сбоку фары, под ободком) оптический элемент фары так, чтобы центр светового пятна на экране расположился для автомобиля УАЗ452 на высоте 905 мм от пола и на 575 мм от продольной оси автомобиля (смотреть статью на сайте под номером 154). Для других автомобилей расположение светового пятна на экране имеет иные величины.

На автомобиле ГАЗ24 «Волга» свет фар можно регулировать при включенном ближнем свете. Но в этом случае автомобиль .устанавливают перед экраном на расстоянии 10 м. Величины расположения световых пятен на экране остаются такими же, как и при регулировке света фар с включенным дальним светом: 663 мм от пола и 685 мм от продольной оси автомобиля.

При регулировке противотуманных фар автомобиль ГАЗ24 «Волга» устанавливают на расстоянии 5 м перед экраном. Центр светового пятна каждой фары должен быть на высоте 380 мм от пола и на 515 мм от продольной оси автомобиля.

Основные неисправности электрической сети электрооборудования автомобиля: обрыв проводов, замыкание проводов на корпусненадежное крепление наконечников проводов в цепях источников и потребителей электрической энергии.

Для определения обрыва включают проверяемую цепь, затем один провод от контрольной лампы соединяют на корпус автомобиля, а концом другого провода касаются поочередно зажимов цепи, начиная от плюсового вывода, аккумуляторной батареи до неработающего потребителя. До места обрыва лампа будет гореть. Место касания, где лампа не будет гореть, укажет, что цепь имеет обрыв на участке от предыдущего зажима. Место обрыва провода следует соединить и изолировать.

Для проверки исправности ламп без снятия их из фар и фона  рей соединяют отрезком провода плюсовой выводаккумуляторной. батареи с последовательно включенной лампой 40—50 Вт с зажимом соединительной панели, к которому подключены провода отпроверяемой лампы. Исправная лампа в фаре или фонаре будет гореть.

Для определения замыкания провода на корпус автомобиля отсоединяют концы проверяемого провода от зажимов крепления, а затем соединяют любой конец этого провода с последовательно включенной лампой к плюсовому зажиму аккумуляторной батареи. В случае замыкания провода на "корпус лампа будет гореть. Поврежденное место провода обертывают изоляционной, лентой.

Ненадежный контакт в местах крепления наконечников проводов повышает сопротивлениев цепи, вследствие чего происходит перегрев этого зажима, а потребитель будет работать, неудовлетворительно.

При втором техническом обслуживании проверяют состояниеизоляции проводов и изолируют поврежденные места. Очищают от окислов и грязи наконечники проводов, зажимы приборов и соединительных панелей. Подтягивают крепления проводов, что необходимо для надежного контакта в цепи приборов.

Техническое обслуживание электродвигателей обдува заднего стекла, ветрового стекла и обогрева кузова. При сезонном обслуживании, 1 раз в год, электродвигатели снимают, разбирают и проверяют состояние обмоток, коллектора, щеток и подшипников. Окисленный коллектор зачищают мелкой стеклянной шкуркой, Подшипники промывают, а затем смазывают смазкой ЦИАТИМ201. Фетровые шайбы подшипников пропитывают турбинным маслом. После сборки электредвигателя проверяют его работу.

39. Техническое обслуживание трансмиссии

Неисправности агрегатов трансмиссии возникают при эксплуатации автомобиля вследствие нарушения регулировок, износа или поломки отдельных деталей. Для устранения неисправностей, возникших по первой причине, достаточно провести регулировку, восстанавливающую первоначальное состояние агрегата. В,случае поломки или износа отдельных деталей для восстановления их работоспособности требуется провести ремонт или замену деталей,

Неисправности сцепления проявляются чаще всего в виде его пробуксовки или неполном выключении. При пробуксовке сцепления крутящий момент двигателя неполностью передается на ведущие колеса. Автомобиль при отпускании педали сцепления трогается очень медленно или не трогается совсем. Тяговые свойства автомобиля заметно ухудшаются. При. сильной пробуксовке можно ощущать даже запах горящих фрикционных накладок диска сцепления и очень скоро передача крутящего момента полностью нарушается.

Неполное, выключение сцепления сопровождается скрежетом шестерен в коробке передач в момент включения, а если в коробке установлены синхронизаторы, то включение передач затрудняется, требуется большое усилие на включение.

Причинами этих неисправностей, как правило, является нарушение регулировки привода выключения механизма сцепления. Неполное выключение может бить также следствием износа ведомого диска сцепления.

На автомобилях ГАЗ24 «Волга» с гидравлическим приводом механизма, сцепления неполное выключение может возникнуть по причине попадания воздуха в систему привода.

Неисправности коробки передач и раздаточной коробки вызывают затруднения в переключении передач, самопроизвольное их выключение или шум при работе.

Затрудненное включение передач бывает из-за ослабления затяжки болтов головок или вилок механизма переключения, заедания фиксаторов, износа подшипников и ступиц шестерен.

Самопроизвольное выключение передач происходит из-за износа торцов и рабочей поверхности зубьев муфты синхронизаторов и зубьев шестерен, неполного включения передач, ослабления пружин фиксаторов. Шум в коробке передач вызывается износом подшипников валов, поломкой, износом или выкрашиванием рабочей поверхности зубьев шестерен, низким уровнем смазки.

Неисправности карданной, и главной передач, дифференциала и полуосей являются следствием длительной эксплуатации или плохого. Технического обслуживания.

В главной передаче и дифференциале основными неисправностями являются износ или поломка зубьев шестерен, крестовины дифференциала и подшипников, а также нарушение герметичности сальников главной передачи. Все эти неисправности проявляются повышенным шумом в картере заднего моста во время движения автомобиля.

Признаком неисправности карданной передачи являются стуки и удары в момент трогания автомобиля с места или на ходу автомобиля. Эта неисправность возникает при сильном износе шипов крестовины и чашек подшипников карданных шарниров.

Карданная передача может быть причиной повышенной вибрации и шума трансмиссии в случае нарушения балансировки карданного вала.

В полуосях основной неисправностью является износ их Шлицевых зубьев, а также разрушение полуоси при скручивании.

Диагностика технического состояния агрегатов трансмиссии, проводимая перед техническим обслуживанием, позволяет делать заключение об исправности агрегатов и возможности их дальней шей эксплуатации с выполнением соответствующих регулировок.

Диагностика проводится по тепловому состоянию агрегатов, шуму при работе, а также по безотказности их действия. Агрегаты трансмиссии проверяют при работе автомобиля в условиях движения, а также на нагрузочном стенде. В этом случае в зависимости от конструкции стенда можно диагностировать сцепление на величину Пробуксовки; коробку передач, карданную передачу и задний мост диагностируют по характеру шума, что позволяет оценивать степень износа зубчатых зацеплений.

При ТО2 проводят углубленный осмотр коробки передач, проверяют четкость действия механизма переключения, подтягивают крепления коробки к картеру сцепления и доливают или заменяют масло (по графику смазки). Замена масла в коробке передач ведется только при неработающем двигателе. Раздаточную коробку автомобилей УАЗ обслуживают так же, как и коробку передач в сроки, предусмотренные графиком обслуживании.

Выполняют также работы по смазке карданных шарниров и шлицевых соединений карданных передач. На автомобиле ГАЗ24 «Волга» карданные шарниры смазывают авиационным маслом МС20 или МК22, на автомобилях УАЗ — пластичной смазкой Литол24 или трансмиссионным маслом ТАп15В. Шлицевые соединения карданной передачи на автомобилях УАЗ смазывают также смазкой Литол24 или маслом ТАп15п, а при низких температурах трансмиссии маслом ТС10ОТП. Перед смазыванием указанных соединений очищают прессмасленки от грязи и нагнетают смазку до момента появления ее через уплотнитель сальника. Сроки смазки карданной передачи в тяжелых дорожных условиях сокращаются.

В соответствии с графиком и картой смазки меняют масло в картере ведущего моста. Для автомобилей ГАЗ24 «Волга» в заднем мосту применяют гипоидное масло. В ведущих мостах автомобилей УАЗ используют трансмиссионное масло ТАп15В и ТС10ОТП при температурах ниже — 20° С.

Неисправности ходовой части возникают в результате перегрузки автом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *