Система освещения и световой сигнализации

Система предназначена для освещения дороги и передачи информации о габаритах, предполагаемом повороте, торможении и движении задним ходом автомобиля.

Кроме того, система обеспечивает освещение кабины, салона кузова, приборов щитка, багажника, номерного знака, двигателя при подъеме капота.

Система состоит из фар, подфарников, задних фонарей, плафона освещения салона кузова, фонарей освещения номерного знака, багажника, подкапотной лампы, ламп освещения приборов щитка и др. Включение и выключение ламп осуществляются центральным и ножным переключателями и другими выключателями.

Лампа автомобильных фар (смотреть статью на сайте под номером 74, о) состоит из цоколя с фланцем 2, колбы 3, заполненной инертными газами, двух вольфрамовых нитей накаливания — дальнего 5 и ближнего 4 света и металлического экрана 6, снижающего вероятность ослепления водителей встречных транспортных средств. Применяются лампы с другой формой экрана и без экрана.

Одним концом каждая нить накаливания припаяна к цоколю и обеспечивает соединение с корпусом автомобиля. Другие концы нитей припаяны к контактам. Фланец 2 имеет вырез, необходимый для правильной установки лампы в оптическом элементе фары. Лампы других приборов освещения имеют штифтовый цоколь 1

(смотреть статью на сайте под номером 74,6, в, г). Такие лампы имеют одну или две нити накаливания. При установке лампы в патрон 7 два штифта лампы входят в Гобразные вырезы 8 патрона и усилием пружины контактной пластины проводов лампа удерживается в патроне.

Однонитевые лампы обозначаются так: А121, А1221 и т. п., а двухнитевые лампы — А124540; А12216 и т. п. Буква А указывает, что лампа автомобильная, цифра 12 — двенадцативольтная, последние цифры указывают мощность в ваттах каждой нити накаливания.

Фара (смотреть статью на сайте под номером 75, и) состоит из корпуса 5, оптического элемента 1, держателя 4 элемента с пружинами 8, регулировочных винтов 3 и 10, ободка 2 с винтом 9 и лампы.

В корпусе 5 закреплен кронштейн 7, к которому крепятся три пружины 8, удерживающие держатель 4 оптического элемента II корпусе фары. Проводники 6 подключают две нити накаливания лампы к источникам электроэнергии.

Оптический элемент фары (смотреть статью на сайте под номером 75, 6) состоит из стального отражателя 13, покрытого тонким слоем алюминия, стекларассеивателя И, лампы 14 и патрона 15. Между рассеивателем и отражателем установлена прокладка 12, которая для герметичности внутренней части элемента приклеивается к стеклурассеивателю 11. Зубцы отражателя 13 крепят рассеиватель. Линзы и призмы стекла рассеивателя распределяют световой поток в горизонтальной плоскости и смещают его в правую сторону (асимметричное светораспределение), что улучшает освещенность правой стороны дороги и повышает безопасность движения.

Лампу 14 вставляют в оптический элемент с тыльной стороны отражателя и закрепляют пластмассовым патроном 15. Выступы 18 патрона 15 входят в Гобразные вырезы 23 втулки 16 отражателя и прочно крепят лампу. При установке фланец 17 лампы нанизывается на выдавку втулки 16, что и определяет правильное положение лампы в оптическом элементе фары.

Три металлических контакта 22 имеют с наружной стороны патрона выводы 21, на которые устанавливают пластмассовую колодку 19 с укрепленными в ней проводниками 20. Один провод присоединяется к держателю 4 (на корпус), а два других проводника подключаются к зажимам контактной панели.

Противотуманная фара

(смотреть статью на сайте под номером 75, в) предназначена для освещения дороги впереди автомобиля при тумане, метели и т. п. Оптический элемент фары состоит из алюминированиого отражателя 6, стекларассеивателя 5, патрона 3 и лампы 4. Оптический элемент крепится вместе с ободком к корпусу 8 фары при помощи двух винтов 2. Держатель 7 обеспечивает правильное положение оптического элемента в корпусе 8 фары. Контакт лампы прижимается к упругой пластине 10, изолированной от патрона 3. Проводник 9 крепится к зажиму 77. Благодаря срезам рассеивателя вверху и внизу и применению рассеивателя со специальными линзами обеспечивается широкое рассеяние света в горизонтальной плоскости. Противотуманные фары устанавливают ниже основных фар. Направление светового потока регулируется поворотом фары относительно шаровой опоры 12. Прямоугольная противотуманная фара ФГ120Б устанавливается на автомобилях ГАЗ24 «Волга». В фаре применяется лампа А1235.

Подфарник (смотреть статью на сайте под номером 76) служит для обозначения габаритов автомобиля на стоянке, для освещения дороги при движении по освещенным улицам, а также для указания поворота. Подфарники крепятся в передних крыльях. В патроне 6 корпуса 4 подфарников ав* томобилей УАЗ451, 452, 469 устанавливают двухнитиевые лампы 5. Одна нить включается для определения габаритов, а другая, более мощная, при повороте автомобиля. Между рассеивателем и корпусом 4 устанавливают уплотнительную прокладку 3. Ободок 2 крепит рассеиватель. Зажимы 8 для крепления проводов защищены от грязи крышкой 7.

Задний фонарь (смотреть статью на сайте под номером 77) автомобиля ГАЗ24 «Волга» имеет три лампы. Верхняя двухнитевая лампа 4 располагается за красным рассеивателем 3. Одна нить включается для обозначения габаритов автомобиля, а другая, более мощная, — при торможении автомобиля. Средняя однонитевая лампа 6 включается при повороте автомобиля. Рассеиватель 5 для этой лампы оранжевого цвета. Нижняя однонитевая лампа 8, установленная за бесцветным рассеивателем 7, включается при включении заднего хода. Рассеиватели крепятся винтами 2 к корпусу 1.

На автомобилях УАЗ469, 452, 451 задний фонарь (смотреть статью на сайте под номером 78) имеет две однонитевые лампы. Верхняя лампа 6 включается при повороте и при торможении автомобиля, а нижняя лампа 2 включается для определения габаритов и освещения номерного знака. Рассеиватель 8 рубинового цвета, а рассеиватель 1 прозрачный. Между корпусом 5 и рассеивателями установлены прокладки 7. Зажимы 4 для крепления проводов защищены крышкой 3.

Плафон освещения салона кузова имеет однонитевую лампу, которая включается одним ручным и двумя дверными выключателями на автомобиле ГАЗ24 «Волга» и одним выключателем на автомобилях УАЗ.

Центральный переключатель света служит для включения и выключения ламп фар и др. Переключатель (смотреть статью на сайте под номером 79) закрепляют на щитке приборов в кабине гайкой, навертываемой на резьбовую часть кронштейна 2 переключателя. Шток соединен шипом 13 с пластмассовой колодкой 5. В колодке сверху установлена контактная пластина 9.

Пружина 10 плотно прижимает пластину 9 к контактам 8 панели 6. При перемещении кнопки штока 1 колодка 5 с контактной пластиной 9 устанавливается в два рабочих положения и II. Положение колодки 5 в корпусе 11 фиксируется шариком 12, нагруженным пружиной 10. К зажимам 4, 7 и трем другим (на рисунке не показаны) подключаются провода от приборов системы освещения. На панели 6 все пять зажимов обозначены арабскими цифрами в кружках (смотреть статью на сайте под номером 79, б).

В кожухе 3 установлен реостат, включенный в цепь ламп освещения приборов щитка. Реостат состоит из керамического изолятора 14 с уложенной в него спиралью 16 проволоки и подвижного контакта 15. Когда кнопку штока повертывают влево до отказа, то выключают лампы освещения приборов щитка. При вращении кнопки по часовой стрелке подвижной контакт 15 перемещается по спирали 16 и включает лампы.

Одновременно регулируется сила тока в цепи ламп, а следовательно, и яркость их свечения.

Переключатель имеет три положения: 0, 1 и . В положении О все лампы освещения приборов щитка отключены. В положении контактная пластина 9 соединяет зажимы 1,2 и 3, включая противотуманные фары (на автомобилях ГАЗ24 «Волга») при включенном выключателе этих фар, задние габаритные фонари, фонарь освещения номерного знака и в зависимости от положения ножного переключателя света ближний свет в фарах или подфарниках. В положении контактная пластина 9 соединяет зажимы 1, 3 и 4, включая подфарники, задние габаритные огни, фонарь освещения номерного знака и в зависимости от положения ножного переключателя света ближний или дальний свет в фарах. Подключение приборов системы освещения к зажимам центрального переключателя света показано на смотреть статью на сайте под номером 84.

Ножной переключатель света позволяет переключать свет фар с ближнего на дальний и наоборот, а также свет от подфарников на ближний свет фар и наоборот. Переключатель (смотреть статью на сайте под номером 80) состоит из корпуса 4, контактной панели с тремя зажимами 12 для крепления проводов и механизма переключателя. Контактная пластина 10 укреплена на изоляторе 9 и поджимается пружиной 8 к контактам 13 панели 11. Шип храповика 7 входит в вырез изолятора Р. При воздействии на плунжер 2 шток 5 повертывает храповик 7, а вместе с ним контактную пластину 10 вокруг оси 6. Пластина 10 замыкает зажим «Бат» с одним из крайних зажимов 12. При снятии усилия с плунжера 2 пружина 3 возвращает шток и плунжер в исходное положение. Резиновый уплотнитель не допускает попадания воды внутрь переключателя.

Переключатель устанавливают в нижней части кабины (на полу).

Выключатель света стопсигнала (смотреть статью на сайте под номером 81, а). Корпус выключателя ввертывается в тройник на главном тормозном цилиндре. При нажатии на педаль тормоза повышается давление тормозной жидкости, под действием которого прогибается резиновая диафрагма 5 и контактная пластина 4, преодолевая усилие пружины 3, замыкает зажимы 7, включая цепь лампы 6 стопсигнала. Зажимы 7 залиты в изоляторе 2.

Выключатель ламп заднего хода (смотреть статью на сайте под номером 81, б) устанавливается на крышке коробки передач автомобиля ГАЗ24 «Волга». При включении передачи заднего хода шток коробки давит на шарик 8, который через толкатель 7 перемещает контактную пластину 5.

Пластина замыкает зажимы 2, включая лампы 1 в задних фонарях.

Пружина 3 отключает пластину 5 от зажимов 2. Зажимы залиты в изоляторе 4, установленном в корпусе. 6.

Выключатель контрольной лампы сигнализатора отказа в работе разделителя привода тормозов (смотреть статью на сайте под номером 81, в) применяется на автомобиле ГАЗ24 «Волга». Выключатель 6 устроен так же, как и выключатель ламп заднего хода. В случае поломки трубки, разрыва шланга или других неисправностях в линии подачи тормозной жидкости к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес резко уменьшается давление в одной из полостей 3 или 7 корпуса 2 крепления трубопроводов.

Тогда под избыточным давлением тормозной жидкости в другой полости в исправной линии поршни 1 переместятся в сторону меньшего давления.

Шарик 4 выйдет из кольцевой канавки на поршне и, надавливая на шарик выключателя 6, вызовет включение цепи сигнальной лампы 5.

Эта же лампа включается и при включении стояночного тормоза. Лампа расположена под красным стеклом на щитке приборов.

Световой указатель поворота автомобиля (смотреть статью на сайте под номером 82) служит для предупреждения о предстоящем повороте автомобиля. Лампы указателей поворота горят мигающим светом, что делает более заметным подачу сигнала поворота. Указатель состоит из прерывателя тока, переключателя ламп в подфарниках и задних фонарях и контрольной лампы на щитке приборов.

К кронштейну 11 приклепан сердечник 9 прерывателя. В нерабочем состоянии прерывателя контакты 5 разомкнуты усилием нихромовой струны 3, изолированной от кронштейна стеклянной бусинкой 2, а контакты 6 разомкнуты усилием бронзовой пластины 8. Питание цепи сигнальных ламп будет осуществляться только при включенном положении выключателя 12 зажигания. Цепь сигнальных ламп 15 и 17 включается переключателем 16.

На смотреть статью на сайте под номером 82 стрелками показан путь тока в цепи сигнальных ламп. Так как в цепь сигнальных ламп включен резистор R, то нити ламп будут гореть слабым накалом. При прохождении тока по струне 3 она нагреется и удлинится. Натяжение струны уменьшается, и сердечник 9 электромагнита притягивает стальной якорек 4, что вызывает замыкание контактов 5. Лампы будут включены, помимо резистора и струны, а поэтому будут гореть полным накалом. При этом струна охлаждается и, укорачиваясь, отводит якорек 4 от сердечника 9, что вызывает размыкание контактов 5. В цепь ламп снова включается резистор и струна. Процесс повторяется с частотой вибрации контактов 60—120 в 1 мин.

В момент замыкания контактов 5 вследствие увеличения силы тока в обмотке сердечник 9 намагничивается сильнее п притягивает к себе якорек 10. Контакты 6 замыкаются и включают цепь контрольной лампы 13.

После размыкания контактов 5 размыкаются иконтакты 6 и выключают цепь контрольной лампы 13.

Частота мигания сигнальпых ламп регулируется изменением натяжения струны 3 при помощи регулировочного винта . Латунной планкой 7 регулируют натяжение упругой пластины 8. Для безошибочного подключения проводов зажимы прерывателя имеют обозначения: Б — батарея, КЛ — конттрольная лампа, СЛ — сигнальные лампы.

Переключатель указателей поворота устанавливается на рулевой колонке под рулевым колесом. Для включения сигнальных ламп правого и левого поворота водитель вручную перемещает рычаг переключателя вправо пли влево. При выходе автомобиля из поворота рычаг переключателя автоматически возвращается в нейтральное положение.

При торможении автомобиля выключатель 14 стопсигнала включает сигнальные лампы 15 задних фонарей.

На части автомобилей ГАЗ24 «Волга» применяется электронный прерыватель указателей поворота типа PC 950.

Аварийная световая сигнализация. На автомобиле ГАЗ24 «Волга» применяется система аварийной световой сигнализаци, которая включается при вынужденной остановке автомобиля на проезжей части дороги, чтобы предупреждать водителей других транспортных средств о нахождении на дороге неподвижного авто мобиля.

Система включается выключателем 66 (см. смотреть статью на сайте под номером 84), расположенным на щитке приборов в кабине. При включении системы будет работать электронный прерыватель 68 указателей поворота, что вызовет мигание четырех ламп указателей поворота и двух ламп боковых повторителей, а также контрольной лампы 65 (красной), установленной внутри ручки выключателя этой системы, и контрольной лампы 43 (зеленой) указателей поворота.

Предохранители необходимы для разрыва защищаемой цепи при коротком замыкании, В случае разрушения изоляции провода происходит соединение его металлической жилы с корпусом автомобиля, т. е. происходит короткое замыкание. Сопротивление этой части цепи до плюсового зажима источников будет настолько мало, что в короткозамкнутой цепи будет проходить ток очень большой силы. В результате произойдет быстрый разряд аккумуляторной батареи и сильный нагрев проводов, что может вызвать пожар.

Плавкий предохранитель. На автомобилях УАЗ451, 452, 469 применяется блок плавких предохранителей с тремя вставками 2 (смотреть статью на сайте под номером 83, а). Вставки установлены в пластмассовом корпусе 7. Каждая вставка имеет текстолитовую пластину 5 с двумя пружинными контактами 6, между которыми зажимается медная луженая проволока 3 диаметром 0,26 мм, рассчитанная на 10 А. В верхней части пластины 5 намотана запасная проволока 4 для замены перегоревшей. В случае короткого замыкания сила тока в короткозамкнутой цепи будет более 10 А, поэтому проволока 3 плавится и разрывает цепь.

На внутренней поверхности крышки приклеена табличка с указанием номера предохранителя и наименования приборов, включенных в цепь каждого предохранителя. Провода от приборов подключаются к зажимам 8.

Термобиметаллический кнопочный предохранитель (смотреть статью на сайте под номером 83,6). При увеличении силы тока выше расчетной биметаллическая пластина. 3 вследствие нагрева резко изгибается в другую сторону и остается в таком положении (на рисунке изображено пунктиром). Контакты 2 и 5 размыкаются и прерывают электрическую цепь. Чтобы замкнуть цепь, необходимо нажать на кнопку 4 и тогда биметаллическая пластина 3 примет первоначальную форму, что вызовет замыкание контактов 2 и 5. После отпускания кнопки 4 она возвращается в исходное положение усилием пружины.

Любой предохранитель можно включать в цепь только после устранения неисправности. На автомобиле ГАЗ24 «Волга» таких предохранителей установлено четыре (см. смотреть статью на сайте под номером 84), а на автомобилях УАЗ451, 452, 469 по одному. Предохранители изготовляют на 10, 15 А и более. Провода от приборов подключают к зажимам 1 (см. смотреть статью на сайте под номером 83). Применяются и другие типы плавких и термобиметаллических предохранителей.

Электрические провода. На автомобилях применяют многожильные гибкие провода в полихлорвиниловой изоляции с различной расцветкой. Такая изоляция эластичная, не разрушается нефтепродуктами, хорошо противостоит истиранию и надежна в работе при температуре от —40 до +50° С. Разнообразная расцветка проводов необходима для нахождения их на всем протяжении в оплетенном пучке при монтаже и выявлении неисправностей. Для удобства монтажа провода группируют в пучки и оплетают хлопчатобумажной изоляцией. Пучки проводов на кабине и раме автомобиля крепят при помощи металлических скоб. Наконечники проводов покрыты тонким слоем олова. При креплении наконечника провода к зажиму после установки наконечника кладут луженую контактную, а затем пружинящую шайбу, после чего плотно затягивают крепление.

Схема электрооборудования. Электрическая сеть выполняется по однопроводной схеме. Минусовые зажимы аккумуляторной батареи и генератора и неизолированные зажимы потребителей соединены с корпусом автомобиля. Плюсовые выводы источников электрической энергии и изолированные зажимы потребителей соединены проводами. Все потребители включаются и выключаются при помощи выключателей и переключателей.

На смотреть статью на сайте под номером 84 приведена схема электрооборудования автомобиля ГАЗ24 «Волга». Рассмотрим некоторые основные цепи тока.

Путь тока в цепи заряда аккумуляторной батареи: плюсовой зажим 31 генератора—амперметр 52 — зажим стартера 30—аккумуляторная батарея 29 — корпус автомобиля — минусовой зажим генератора 31.

Путь тока в цепи низкого напряжения системы зажигания при питании от аккумуляторной батареи: плюсовой вывод батареи 29 — зажим стартера 30 — амперметр 52 — зажим 301 выключателя 53 зажигания и стартера зажим 15 выключателя — зажим кнопочного предохранителя 35 — зажим ВКБ дополнительного резистора — дополнительный резистор — зажим ВК катушки зажигания 21 — первичная обмотка катушки — прерывательраспределитель 20 — корпус автомобиля — минусовой вывод аккумуляторной батареи.

Путь тока в цепи лампы фар при питании от аккумуляторной батареи: плюсовой вывод батареи 29 — зажим стартера 30 — амперметр 52 — кнопочный предохранитель 36 — зажим 1 центрального переключателя света 70 — зажим 4 переключателя — ножной переключатель 72 света — лампы фар 2 — корпус автомобиля — минусовой вывод аккумуляторной батареи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *