Стартер

Стартер служит для вращения коленчатого вала двигателя при пуске с частотой не менее 40—50 обмин. При такой частоте вращения коленчатого вала обеспечивается быстрый и надежный пуск двигателя.

Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, механизма привода и тягового реле. В электрическую схему стартера входят реле включения и выключатель стартера (он же выключатель зажигания).

На изучаемых автомобилях применяется стартер СТ230Б (смотреть статью на сайте под номером 65) номинальной мощностью 1,4 л. с.

К корпусу 9 винтами крепятся четыре полюсных сердечника с установленными на них катушками обмотки 10 возбуждения. Корпус и сердечники выполнены из мягкой стали. Обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви и включена последовательно обмотке якоря.

Якорь 8 состоит из вала, сердечника из отожженных стальных пластин, изолированных лаком, обмотки и коллектора 14. Проводники обмотки якоря укладываются в пазы сердечника и изолированы от него специальной бумагой. Концы проводников обмотки припаяны к пластинам коллектора 14, которые закреплены в пластмассовой втулке и изолированы друг от друга миканитом.

Вал якоря вращается в трех скользящих подшипниках, запрессованных в крышки 13 и 35 и в промежуточную опору 37. Подшипники смазываются при сборке стартера. Обмотки якоря и возбуждения выполнены из медного провода большого сечения, поэтому обладают очень малым сопротивлением. При работе стартера по обмоткам проходит ток силой до 550А, создающей сильное магнитное поле возбуждения, которое, взаимодействуя с магнитным полем обмотки якоря, вызывает вращение якоря с большим вращающим моментом, обеспечивающим быстрое вращение коленчатого вала двигателя. Щетки 15 прижимаются к коллектору сильными пружинами. К двум изолированным от крышки щеткам крепятся концы двух пар катушек обмотки 10 возбуждения. Две другие щетки соединены с металлом крышки 13.

Крышки прижимаются к корпусу стартера двумя болтами (на рисунке не показаны).

По винтовым шлицам вала перемещается механизм привода, состоящий из направляющей втулки 39, шестерни 3, муфты свободного хода 4, буферной 5 и предбуферпой 7 пружин, поводковой разрезной муфты 6, двух замочных колец 40 и 42 и рычага 34 привода. Рычаг установлен на эксцентриковой оси 36, с помощью которой регулируется зазор 3—5 мм между торцом шестерни 3 и упорным кольцом 2, при полностью втянутом якорьке тягового реле.

Муфта свободного хода служит для передачи вращающего момента с вала якоря на венец маховика и предотвращает передачу вращения от маховика на якорь после пуска двигателя, что предупреждает выброс проводников из пазов сердечника якоря (разнос).

На направляющей втулке 39 укреплена ведущая обойма 45, имеющая четыре клиновидных паза, в которые установлены ролики 44. Пружины 50 через Гобразные толкатели 49 отжимают ролики 44 в сторону узкой части пазов, вызывая заклинивание ведомой 48 и ведущей 45 обойм. Пружины 50 упираются в кронштейны держателя 46, установленного в вырезы ведущей обоймы 45. Ведомая обойма 48 выполнена вместе с шестерней 3 и защищена кожухом 43.

Принцип работы муфты следующий. При включении стартера нижняя часть рычага 34 давит на поводковую муфту 6, которая через буферную пружину 5 перемещает втулку 39 привода по шлицам вала якоря и вводит шестерню 3 привода в зацепление с венцом маховика. Так как ролики 44 заклинивают ведущую 45 и ведомую 48 обоймы, то они и передают вращающий момент от вала якоря на шестерню 3, а от нее на венец маховика. 92

После пуска двигателя венец маховика будет вращать шестерню привода с ведомой обоймой 48 быстрее, чем их вращает якорь стартера. В результате ведомая обойма 48 увлекает ролики 44 в широкие части пазов и произойдет расклинивание обойм, а поэтому вращение от венца маховика не будет передаваться на вал якоря.

Тяговое реле при включении стартера обеспечивает ввод шестерни привода в зацепление с венцом маховика и включение электрической цепи обмоток стартера к аккумуляторной батарее. Внутри корпуса тягового реле расположены втягивающая 28 а удерживающая 29 обмотки. Стальной якорек 31 свободно перемещается в латунной втулке и отжимается возвратной пружиной 32 в исходное положение. На штоке установлен медный контактный диск 27, отжимаемый пружиной 25 от зажимов 16 пластмассовой крышки 26.

Реле включения служит для включения и выключения цепи обмоток тягового реле. Реле состоит из сердечника с обмоткой 19, ярма 17, якорька 20 с двумя контактами 22, пружины 18, двух стоек 23 с контактами и зажимов С, Б, КЗ, К1 и К2. В нерабочем состоянии пружина 18 приподнимает якорек 20 до упора в ограничитель 21 и удерживает контакты в разомкнутом состоянии.

Принцип действия тягового реле и реле включения следующий. Для включения стартера устанавливают ключ выключателя 30 зажигания во второе правое положение, что необходимо для подключения обмотки 19 реле включения к аккумуляторной батарее. Проходящий по обмотке 19 ток намагничивает сердечник, который притягивая якорек 20, вызывает замыкание контактов. Пара контактов с зажимом Б закорачивает дополнительный резистор ?д в цепи низкого напряжения системы зажигания. Пара контактов с зажимом С включает цепь удерживающей 29 и втягивающей 28 обмоток тягового реле.

Путь тока в цепи обмотки реле включения показан на смотреть статью на сайте под номером 65 пунктирными стрелками, а путь тока в цепи втягивающей и удерживающей обмоток тягового реле показан сплошными стрелками.

Ток, проходящий по обмоткам тягового реле, намагничивает якорек 31, который через рычаг 34 вводит шестерню 3 привода в зацепление с венцом маховика. Кроме того, якорек давит на шток и перемещает контактный диск 27, который и соединяет напрямую обмотки электродвигателя стартера с аккумуляторной батареей. По обмоткам электродвигателя будет проходить ток большой силы, и якорь электродвигателя будет вращаться с большим крутящим моментом.

При втягивании якорька 31 происходит сжатие возвратной пружины 32.

После пуска двигателя ключ устанавливают в первое правое положение, что обеспечит выключение цепи обмотки 19 реле включения. Пружина 18 приподнимет якорек, контакты реле разомнуться и выключат цепь обмоток тягового реле. Возвратная пружина 32 установит якорек 31 в исходное положение и рычаг 34 выключит шестерню 8 привода из зацепления с венцом маховика. Усилием пружины 25 контактный диск 27 отойдет от зажимов 16 реле и стартер выключится.

Стартер следует включать на время не более 10 с. При необходимости повторное включение осуществлять с интервалом не менее 15 с и не более 3 раз подряд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *