Разноликие масляные фильтры

Разноликие масляные фильтры

Неразборные полнопоточные масляные фильтры появились у нас вместе с первой продукцией Волжского автозавода. Реакция многих автомобилистов, воспитанных на нехватке всего и вся, была резко отрицательной. Ну не безобразие ли —выбрасывать внушительную деталь только потому, что в ней загрязнилась копеечная картонка! Однако хор возмущенных голосов не оказывал на ВАЗ никакого действия, поэтому тысячи умельцев занялись нехитрой самодеятельностью: резали отработавшие фильтры и припаивали фланцы к частям корпуса. Но как быть дальше, где взять новый фильтрующий элемент? Энтузиасты предлагали два пути.

Первый —отмыть загрязненный элемент растворителями и стиральным порошком. Несмотря на утверждения специалистов, что начальные свойства бумаги восстановить нельзя, идея увлекла многих. Впрочем, довольно скоро горячие головы поостыли, чему способствовал и тот факт, что бумага, как оказалось, не терпит насилия и расползается, причем не сразу, а позже, в ходе эксплуатации. Здравый смысл возобладал, от мытья отказались, успев запороть не так уж много двигателей.

Со вторым предложением дело обстояло посложнее. Основа была здоровой: действительно, фильтрующую штору можно сделать из хлопковой пряжи; по ряду позиций, в первую очередь по грязеемкости, она будет даже эффективнее бумажной. Но для этого, во-первых, нужна заготовка в виде трикотажного рукава с заданными свойствами (размерность, рисунок вязки, качество нити), а во-вторых, сборка шторы требует особой технологии, когда у каждого из нескольких слоев будет свое натяжение. Ясно, что в домашних условиях, где просто мотают старые чулки или лоскуты изношенного белья, ничего подобного добиться нельзя. Однако мотали, приговаривая, что выводы специалистов —это глупость от большого ума. При таком настрое трезвая оценка итогов невозможна; если двигатель изнашивался быстрее обычного, винили что угодно —бензин, масло, качество самого

мотора, только не свое рукоделие. Не исключено, что где-то занимаются им и по сей день.

Нельзя не упомянуть еще одно обстоятельство. Сделать надежный разъем корпуса —задача не такая простая, как кажется. Никакая статистика не знает, сколько моторов оказалось в пути без масла, но цифра эта наверняка внушительная. В свое время редакция испытывала разъемные фильтры, присланные самодельщинами, поэтому сказанное базируется и на собственных наблюдениях.

ОДНОРАЗОВЫЙ ИЛИ РАЗБОРНЫЙ!

Пришли новые времена. Предприятия стали самостоятельно решать, что и как им делать, и естественно, что в продаже появилось множество разборных масляных фильтров. Исполнение было разным —от кустарной переделки штатных изделий до «фирменных» конструкций, по схеме и компоновке повторявших базовую модель.

Казалось, потребителям следовало бы возрадоваться и перейти в состояние глубокого удовлетворения, но этого не произошло. Автомобилисты скоро поняли, что их жизнь легче не стала. Конечно, фильтрующий элемент существенно дешевле неразборного фильтра, но среди многих типоразмеров надо найти тот, что нужен, а беготня по лавкам не всегда завершается успехом. Зачастую приходится вновь покупать комплектный разборный фильтр, что напрочь перечеркивает все надежды на экономию. Но это еще полбеды. В большинстве разборных фильтров, как и в штатном, противодренажный клапан представляет собой фасонную резиновую мембрану, которая служит не дольше фильтрующего элемента. А ее в продаже просто не сыщешь. Наконец, прокладка в стыке тоже недолговечна: редко служит два срока, а чаще один, сделать же ее своими руками очень непросто. Поэтому проблема ненадежности первых самоделок перекочевала и в новое поколение.

Словом, вволю помыкавшись, многие автомобилисты пришли к выводу, что неразборный фильтр все же предпочтительней: пусть дороже, зато хлопот меньше.

Кстати, в дальнем зарубежье, на которое мы привыкли равняться, хоть и помалу, но делают разборные конструкции: если какой-то клиент любит возиться с железками, его желание надо удовлетворять. Но там сменные элементы продают вместе с «потрохами» (противодренажный клапан, прокладка), чем и снимают все проблемы. У нас некоторые производители поначалу комплектовали продаваемые изделия двумя-тремя наборами всех сменных частей, но вскоре «опомнились»: широкий выпуск дешевых деталек снижает прибыль, а заботы клиента —это его дело. Не выкрутится —купит новый фильтр в сборе.

Сказанное не следует понимать как призыв дружно «дать задний ход». Нужны и одноразовые, и разборные фильтры, а пропорция определится спросом. Но в последнем случае производственники обязаны комплектовать свое изделие набором сменных принадлежностей —только так они обеспечат себе твердое положение на рынке сбыта. Просто «выбрасывать» эти принадлежности в торговую сеть пока бессмысленно: при нынешней анархии в системе реализации товар не найдет своего покупателя.

АССОРТИМЕНТ И КАЧЕСТВО

Круг производителей полнопоточных масляных фильтров сегодня велик, производство освоено более чем на тридцати предприятиях.

Основным изготовителем был и остается автоагрегатный завод в Ливнах. Там делают неразборные фильтры двух модификаций с индексами «2101» и «2105" (об их устройстве рассказано в № 2 за 1988 год). В обиходе их называют «большой» и «маленький», поскольку отличаются они габаритом, а по потребительским качествам примерно равноценны. Именно эти изделия используются автомобилестроителями для комплектации на конвейере.

Продукция других заводов довольно пестра и разнообразна, что связано с применяемыми материалами и с технологическими возможностями предприятия. Полностью унифицированы лишь размеры и конструкция присоединительного узла.

Об особенностях устройства и потребительских свойствах выпускаемых фильтров можно сказать следующее.

Изделия, производимые в Ливнах, всем хорошо известны, их можно принять за базу для сравнительных оценок. В целом они довольно надежны, но производственные дефекты бывают, и процент их, увы, почти не меняется на протяжении многих лет.

Наиболее высокий качественный уровень зафиксирован, как ни удивительно, у продукции кооператива «Карачаровский», созданного при Карачаровском механическом заводе в Москве. Выпуск здесь пока невелик, производство организовано тщательно, и люди всерьез озабочены честью своей марки. Конструкция фильтра классическая (неразборный, с бумажной шторой), но габарит его несколько меньше,

Изделие кооператива «Карачаровский» своим техническим уровнем заслужило одобрение специалистов. На фото видна разница в исполнении «карачаровского» и штатного фильтрующих элементов.

чем у «маленького» штатного, поскольку принятая технология позволяет делать «звездочку» шторы поплотнее.

Рекордсменом по части компактности следует признать завод «Кинап» в Самаре. Нынешний неразборный фильтр этого завода несколько напоминает шляпку гриба, поскольку высота его существенно снижена. У перспективной модели уменьшен и диаметр, поэтому зрительные пропорции восстановлены, но фильтр непривычно мал (непривычно для нас, поскольку за рубежом фильтры такого размера уже стали обычным делом). По техническим показателям продукция завода «Кинап» не уступает отечественным аналогам большого размера.

Заслуживает упоминания изделие, которое подготовлено к производству а городе Электросталь (Московская область). Этот завод давно и успешно делает воздушные фильтры со шторой из нетканого материала. Они популярны среди автомобилистов, поскольку служат дольше обычных. Теперь нетканый материал будет использован и в масляных фильтрах. Объем проведенных испытаний пока недостаточен, чтобы говорить о преимуществах новинки, но о том, что она работает не хуже штатного фильтра, уже можно сказать с уверенностью.

Все вышеперечисленные изделия представляют собой неразборные, одноразовые фильтры. Ассортимент фильтров разборного типа по-прежнему велик, но он практически не изменился по сравнению с тем, что было несколько лет назад и подробно описано в № 3 за 1988 год.

Мы не останавливаемся здесь на тех неудачных конструкциях (как одноразовых, так и разборных), которые были выпущены только опытными партиями и не получили путевку в жизнь. Последнее, кстати, надо поставить в заслугу соответствующей лаборатории НАМИ и научно-производственному предприятию «Легал», созданному группой специалистов. Уместно заметить, что организациям, подумывающим о выпуске фильтров, стоит начать с обращения в «Легал»: квалифицированная консультация сбережет силы и средства, а будущих покупателей избавит от ненужного риска.

ШУТКИ КОММЕРЦИИ

Благое дело —расширить покупательский выбор поставкой зарубежного товара. Поэтому появление в коммерческих магазинах симпатичных масляных фильтров, сделанных в Алжире по лицензии итальянской фирмы UFI, поначалу не вызвало у наших автомобилистов ничего, кроме одобрения. Разочарование наступило позже, когда покупку начали использовать по назначению.

Суть в следующем. У наших моторов для крепления масляного фильтра используется резьба 3/4"—UNF (диаметром три четверти дюйма, шаг —шестнадцать ниток на дюйм). У алжирских изделий с маркировкой 523.115 присоединительная

резьба имеет размерность М18Х 1,5. Установить такой фильтр на наши машины невозможно. Мало того: в фильтре еще и отсутствует перепускной клапан. В изделиях типа 525.191 такой клапан есть, и резьба, судя по каталогу, должна нам подходить, а вот поди ж ты: у нескольких купленных образцов замеры показали М20Х1.5. Мораль проста: при покупке такого фильтра не обойтись без соответствующего мерительного инструмента. Этот казус стоит иметь в виду во всех случаях, когда деталь изготовлена не солидной фирмой, а каким-то неизвестным предприятием в странах третьего мира. А объяснение самое простое: резьбы Ml8X1,5 и М20Х1,5 используются некоторыми европейскими автомобилестроителями, поэтому от изготовителей фильтров требуется прежде всего дисциплина при нанесении маркировки на свою продукцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *