МОНТЕРЕЙ- примеряем на себя

МОНТЕРЕЙ- примеряем на себя

Я иду и смотрю им в глаза. А они глядят исподлобья, насупленно,—что выбираешь, все молодцы как на подбор. Широкие шины, как сжатые кулаки, напряженные линии боковин —словно контуры бицепсов. Посмотрим, на что ты годишься, крепыш. Поехали со мной, вот-вот, этот самый.

Как зовут? «Монтерей», говоришь. Знаю. А точнее? Ага —«Эр-эс-три-один-те-де». Да, этот джип по размерам, массе, вместимости —аналог нашего УАЗ-31512 (см. таблицу), хотя немецкая модель на три года моложе. Вот поэтому я тебя и выбрал.

Теперь плюхнуться на плюшевое (не кожзаменитель) сиденье, затянуть ремень (между прочим, верхняя точка его крепления регулируется по высоте) и —вперед с песнями. Песню дизельный джип пел тихо, но при резких разгонах заметно повышал голос. Конечно, не как старый горбатый «запор» при наборе скорости и вовсе не похоже на хриплое, срывающееся бормотание «уазика». Нормальный звук, хоть и шумноват. Но дизель, ведь.

Коробка передач тоже баловала. Не посвистывала на первой и была тихоней на пятой. «Раздатка» вела себя тише воды, даже когда приходилось включать понижающую ступень. Не хочу вспоминать «внутренний голос», которым говорит трансмиссия «Нивы»: все равно, что сравнивать правительственный лимузин с грузовиком.

Солидность —основная черта джипа «Опель-Монтерей». Могучая лонжеронная рама, причем не швеллерного, а коробчатого, замкнутого сечения с пятью поперечинами. Вибрация, удары и толчки как бы растворяются в ее толще и не доходят до кузова, сидений, пассажиров. С инженерной точки зрения, конечно, несущий кузов —более рациональное решение. Но гул в нем, особенно при езде по бездорожью, такой, что я как потребитель обеими руками за машину с отдельной рамой.

Я вспомнил редакционный УАЗ-469 (предшественник УАЗ-31512, выпускавшийся в 1972—гг.) —он какими-то козлиными прыжками преодолевал московские улицы —жесткую подвеску его колес и общий комфорт, рассчитанный на солдата, который обязан все стерпеть.

«Монтерей» летел плавно, словно легковая машина. А если тебя выпустить на кроссовую трассу, так ты там со своей интеллигентной подвеской умотаешь любого? Случай представился, и джип проявил себя великолепно. Мягкая подвеска колес (спереди —независимая на продольных торсионах, сзади —зависимая, пружинная) и очень эффективные газовые амортизаторы прекрасно справлялись со своими задачами: пробоев подвески при прыжках не чувствовалось, телескопы предотвращали любую раскачку, колеса нежно обтекали все кочки и ямы.

Мы знаем три джипа: УАЗ-31512, ВАЗ-2121 и ЛуАЗ-969М. Первый и последний даже спартанскими не назовешь: сделаны по минимуму в любом отношении. ВАЗ-2121 стоит ближе к современным вседорожным легковым машинам, но не надо забывать, что это модель пятнадцатилетней давности. Однако именно они сформировали в нашем сознании образ типичного джипа, ставший невольно нашей меркой при оценке других моделей того же назначения. И кажется нам, что сверхпростая, сверхдешевая, сверхпримитивная машина —это как раз то, что нужно крестьянину, садоводу, дачнику, охотнику. Нынче конец двадцатого века, и деревенский житель, как и городской, имеет полное право на комфортабельную машину, каким бы «проходимцем» автомобиль не был.

Усложнение конструкции вовсе не означает уменьшение надежности. И утяжеление машины не такой уж позорный недостаток, если оно приносит с собой регулируемые комфортабельные сиденья, очень эффективные отопитель и вентиляцию, электрические стеклоподъемники, обогреватели стекол и тому подобное. Не человек должен подстраиваться под возможности машины, а она должна предоставлять ему удобства. А как совместить кирзовый сапог, облепленный комьями грязи, и ворсистый коврик в салоне «Нивы»? Я опустил глаза. На ворсистом коврике «Монтерея» —две пластмассовые кюветы с бортиками и ребристым дном. Они как раз для таких случаев. Или вот педали. И тут я вспомнил УАЗ-31512, где зимой ногой, обутой в валенок, всегда цепляешь соседнюю педаль. И тент, продувной и противный, особенно в стылые ноябрь или февраль. Но вперед, вперед. Короткобазная машина ужом вертится в тесных поворотах деревенских дорог. И руль с гидроусилителем вовсе не представляется «удобством от жиру». Между прочим, легкий на стоянке и при езде на небольшой скорости (как сейчас: 1900 об/мин по тахометру и на третьей передаче), руль становится более тяжелым по мере того, как машина идет все быстрее и быстрее.

На «Монтерее», как читатель помнит, стоит дизель, и автомобиль должен быть не очень резв на разгон. Но сотню с места он набирает почти за 17 секунд, а это как ВАЗ-2107! Максимальная скорость? Такая же, как у «семерки» с полуто-ралитровым мотором. Очень недурно, но, правда, на джипе двигатель помощней, 100-сильный, но ведь и сама машина почти вдвое тяжелей, чем ВАЗ-2108.

Как хотелось бы, чтобы такой автомобиль у нас в стране не только продавался, но и изготовлялся. Уверен, он пользовался бы колоссальной популярностью. Скажете —чужая модель. Она, мол, непригодна для наших условий, и у нас собственная гордость. Так вот. Модель «Монтерей» разработана немецким «Опелем» совместно с японской «Исудзу». Параллельно с этой моделью на рынки европейских стран поступает и другой джип —«Опель-Фронтера». Кузов, шасси и коробку передач для него делает «Исудзу», а «Опель» изготовляет двигатели и ведет сборку. И у них никаких комплексов неполноценности насчет национальной гордости —была бы машина хорошая.

Относительно того, годится ли «Монтерей» для российских условий. Конечно, всесторонние испытания неплохо бы провести, но свыше сотни опытных образцов этой модели набегали на испытаниях 2,3 миллиона километров по дорогам Азии, Австралии, Европы. Испытывалась она и на Аляске, и в одном из южных штатов США, Аризоне.

Мы часто возносим хвалу УАЗ-31512: вот, мол, хотя и некомфортабельный, да неказистый, но уж из любой грязи, снега и песка вылезет и вообще не подведет. Да нет, слабенькая эта машина, друзья! Кстати, какой у ее двигателя наибольший крутящий момент? Всего 160 Нм! А коробка передач и «раздатка» позволяют его увеличивать лишь в 6,95 раза. Двигатели же, устанавливаемые на «Монтерее», располагают крутящим моментом в полтора раза большим (почти как у ГАЗ-66), а диапазон его изменения —10,6.

Возможно, что на отечественном дизельном топливе, загрязненном различными примесями, мотор японско-немецкой машины долго не протянет. И к качеству масел она более привередлива, чем «уазик», да и дисковые тормоза всех колес неизвестно как будут переносить российскую грязь. Представляется головоломкой замена разбитого ветрового стекла, которое на «Монтерее» намертво вклеено в проем кузова. Надо провести испытания. Но не вызывает сомнения долговечность кузова из оцинкованной стали, полезность антиблокировочной системы в Приводе тормозов (на любой дороге —минимальный тормозной путь и отсутствие юза и заноса), регулируемая по углу наклона рулевая колонка, электрические стеклоподъемники, тонированные стекла.

Кроме короткобазного «Монтерея» с трехдверным кузовом, есть еще и длиннобазный, пятидверный. Вот он перед нами, модификации «ЛТД-3.2И». Уже не с дизелем, а с «бензинкой», оборудованной впрыском топлива с электронным управлением, гидравлическими компенсаторами зазоров в клапанном механизме и четырехклапанной головкой цилиндров. Что касается кузова и шасси, у обоих много общего. Вот задняя, торцевая дверь. Она не поднимается наверх, как у «Нивы», а распахивается воротами. Их правая створка вдвое уже левой, поэтому

можно, сложив переднее правое сиденье, правую треть заднего и открыв правую же створку ворот, возить трубы, доски и прочую длинномерную поклажу. Позади второго ряда сидений еще два откидных, что позволяет иметь комбинацию из 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 мест.

«Монтерей» —автомобиль высокий, и забираться в него не очень ловко. Пытаясь влезть в заднюю боковую дверь, невольно хватаюсь за косяк, чтобы подтянуться. Но там меня уже ждет ручка. Косяк дверей расположен очень высоко —голову особо нагибать не приходится. Заглядываю за спинку второго ряда сидений —просторно. А вдруг поклажа —канистры, коробки, чемоданы, ведра —будет при езде по проселку метаться из угла в угол? Да нет, не будет —вот они, кронштейны, ручки, крючки, за которые вещи можно закрепить.

Шарю взглядом между двумя передними сиденьями. Сколько тут ящичков, коробочек, ниш для разных мелочей. На ворсистых ковриках пола тут тоже «кюветы». А обивка дверей, стоек, тыльной стороны сидений? Вот она-то не тканевая, а из моющегося кожзаменителя.

Теперь в путь. Под капотом —мощная V-образная шестерка. Угол развала блоков у ее цилиндров —75°. Получился низкий, почти целиком заполнивший подкапотное пространство мотор.

Двигатель резво набирает обороты. Красный сектор на тахометре начинается с цифр «6200». Машина идет 150 км/ч, хотя потенциал ее куда выше: заводской проспект утверждает, что 170. Примем это на веру.

В салоне тихо, как в «жигулях» на скорости 120. Правда, если опустить боковое стекло, то гул ветра начинает сильно мешать разговору. Дождя и грязи во время ознакомительной поездки на «монтереях» не было, поэтому судить о работе АБС на мокрой дороге, об эффективности «дворников» и способности машины выбираться из грязи не пришлось.

Близнец «Монтерея» —джип «Фронтера» —во многом с ним унифицирован. Одна из таких машин в модификации «2,0 И» с двигателем в 115 л. с. И этот мотор работал очень тихо и плавно. Благодать в салоне нарушало лишь поскрипывание пластмассовой накладки в левом заднем углу кузова (конечно не так, как скрипят панели в салоне «Лады-Спутника», но все же ощутимо).

Что же сказать в заключение? Джип для наших условий должен быть, как убедил пример «Монтерея», вместительной машиной, обязательно с рамой и пятидверным кузовом. Маломощные моторы не доставят радости владельцам, видимо, уровень в 130—л. с. наиболее приемлем. Пять передач в коробке да две в «раздатке» должны обеспечивать десятикратный диапазон изменений тягового усилия. И не надо пренебрегать комфортом, а тем более такими просто необходимыми устройствами, как АБС и усилитель руля. Вот что мне удалось прочесть в глазах-фарах шеренги «опелевских» джипов при ознакомительных поездках по австрийской провинции Штирия. Думаю, что подробное знакомство с этими машинами, «переведенными» с японского на немецкий, позволило судить об облике современного джипа во всей полноте. И как жаль, что это не перевод с японского на русский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *