Гусеницы на снегу

Комплект гусениц для ATV – не новость.

 Гусеницы на снегуНо может ли оснащенный ими квадроцикл служить полноценной альтернативой снегоходу?

В чем преимущества и недостатки такого варианта?

Отнюдь не праздные вопросы в многоснежные зимы последних лет. Между тем у самих поклонников техники для активного отдыха мнения на этот счет разные.

Чтобы внести ясность в спорный вопрос, мы отправились покорять снежную трассу на четырехколеснике "Arctic Cat" на гусеничном ходу.

С ТОЧКИ зрения расходов АТУ и снегоход обойдутся заметно дороже, чем тот же АТУ с добавочным комплектом гусениц. Хороший сноумобиль в среднем стоит $15.000, а гусеницы с адаптерами под ту или иную модель четырехколесника – раза в три дешевле. К тому же места в гараже занимают мало – их можно просто развесить по стенам, как это делают с зимними покрышками автомобиля. С другой стороны, процесс демонтажа колес и установки гусениц требует времени. Опытный механик потратит на "переобувание" от 40 до 60 минут, но в силу своей специфики четырехколесник, как правило. находится далеко от сервисов и вообще цивилизации, так что приходится уповать на свои силы. Так вот. при приличном опыте и минимальном количестве инструмента у дилетанта на эту операцию уйдет не меньше полуторачасов.

Но самое главное – что мы за все эти старания получим? Настоящее удовольствие от снежной прогулки или только его эрзац?

Первые впечатления

МНЕ трудиться не пришлось. Пока переодевался в снегоходное обмундирование. механики мотосалона успели не только надеть гусеницы на "Arctic Саt но и заправить его, и прогреть. Как говорится, "ехать подано",

Это хорошо. что у меня четырехколесник с V – об – разным мотором объемом 1.000 куб. см. Комплект из четырех гусениц – штука не легкая, и чтобы двигатель, с трудом вращая их. не задыхался на каждом подъеме. он должен быть мощным и тяговитым. К тому же у литрового "Кота"- электроусилитель руля. В снегу у простого ATV и колеса – то повернуть без усилителя – все руки оборвешь, а если гусеницы. то полное впечатление. что их забетонировали.

Кстати, позже один из несведущих в ATV коллег спросил: чем смазываются траки? И был удивлен. узнав. что смазкой. которая позволяет резиновой гусенице легко скользить по алюминиевым направляющим, заодно охлаждая их, является сам снег. Поэтому. если вам приходится долго ехать по укатанной или покрытой льдом дороге. не забывайте время от времени съезжать на обочину. чтобы зачерпнуть снега гусеницами…

Пока добирался своим ходом до трассы, появились первые впечатления. Жестко. По сравнению с колесами намного жестче, особенно когда наезжаешь на замерзшие колдобины или гусеница проваливается в яму.

Еду. стараясь не превышать рекомендованные 55 км/ч. Во – первых, для плохой дороги это нормальный темп, а во – вторых. уже попробовал открыть газ до 80 км/ч … Но на приличной скорости четырехколесник начинает рыскать из стороны в сторону. как сыскная собака, а вдобавок у тебя на каждой кочке душа стремится расстаться с телом. Да уж. в этой дисциплине АТУ на гусеничном ходу явно проигрывает снегоходу, для которого 80 км/ч – вообще не скорость.

А вот и первое настоящее испытание. Чтобы попасть на заснеженное поле. мне надо не просто пересечь автомобильную трассу, а еще и преодолеть двухметровый снежный бруствер, наваленный чистившими дорогу грейдерами. На снегоходах я несколько раз попадал в такие ловушки. Вроде бы ерунда. но на самом верху эти валы обычно присыпаны мягким свежим снежком. Чуть не угадал со скоростью , замедлился – и снегоход сел. Лыжи свисают по одну сторону сугроба, гусеница беспомощно вращается по другую… Поверьте. копать придется долго.

Но сейчас – то я на чисто гусеничной машине. Карабкаюсь на бруствер нарочно медленно. Для чистоты эксперимента застываю на пару минут этаким сфинксом на самом верху и, внимательно разглядев крутой спуск, предельно медленно сползаю вниз. Вот это класс! Снегоход тут отдыхает.

По целине

РАСКИНУВШЕЕСЯ за бруствером заснеженное поле на снегоходе я бы пролетел на одном дыхании. Если бы ничто этот полет не прерывало. Но тут та же история: чуть упала скорость – и ты имеешь шанс размяться, откапывая машину из снежного плена. На АТУ в гусеницах получается не так быстро. зато я проутюжил это поле вдоль и поперек. И раз гонялся, и останавливался.. . тьфу ты. даже противно от такой простоты! .. как по асфальту. Ну, кто ищет, тот всегда найдет. Окончательно обнаглев, спрыгнул в нетронутую целину. по пояс провалился, оглянулся… а там и от четырехколесника только один руль виден. все остальное ушло под снег. Не без труда докопался до седла, забрался в него. завел двигатель и начал себя уговаривать: "Только не спеши, ошибаться нельзя. Ты обязательно выберешься. Это же современный ATV с подключаемым передним мостом и понижающим рядом в коробке. О таких опциях обычный снегоход даже не слыхивал. К тому же. если посчитать, то площадь четырех гусениц. контактирующих со снегом, всегда больше одной. пусть даже очень широкой". Все включил, еще раз проверил и нажал на курок газа.

…Мне даже неудобно, что я об этом так долго рассказывал. Дальше все было как – то буднично и скучно. Из снежной ямы я выехал так. словно из своего гаража.

А вот и подъемчик, который снегоход легко преодолеет. разумеется, опять – таки с ходу. Причем ход этот должен быть весьма приличным. иначе придется "ловить" затухающую скорость. да еще и успеть развернуться на середине подъема. чтобы благополучно вернуться к подножию горы.

Свой ATV я остановил как раз на середине подъема. Теперь надо очень нежно нажать на курок газа, чтобы гусеницы не сорвались в пробуксовку. и тогда четырехколесник просто обязан тронуться вверх. Представьте себе. он и пополз. легко и просто, будто муха по стеклу. которой безразлично, куда ползти, вверх или вниз.

Вот этот трюк снегоходу точно не под силу. Так же. как ATV на гусеничном ходу никогда не разогнаться до 150 км/ч по самой хорошей зимней дороге. В общем. вывод из нашего тест – драйва должен звучать так: каждому свое. Точнее, у каждого свои плюсы и минусы.

Ну а если хотите знать мое сугубо личное мнение… Вот вам маленькая зарисовка из моей практики. Тест снегоходов в Лапландии. Снегапо шею. Ладно бы мы, журналисты. но и сами финны. лучшие в мире снегоходчики. засаживают спортивный сноумобиль в глубокий сугроб. Посылают на помощь вайд – трак и… засаживают его рядышком. Что делать? Заводят выставочный образец четырехколесника на гусеницах. который, между прочим. стоял на пьедестале как памятник самому себе. Деловито съехав с постамента. он капроновым фалом выдергивает из снега сначала спортивный аппарат. затем вайд – трак. После чего сам, без посторонней помощи. вновь забирается обратно на пьедестал. Надо что – то к этому добавлять?

Добавить комментарий