Выбор сабвуфера для новичков

Выбор сабвуфера для новичковНередко одним из первых шагов по улучшению звука в автомобиле наряду с заменой штатной магнитолы и штатных динамиков является установка низкочастотного агрегата, а если точнее, то сабвуфера и усилителя для него. Активные сабвуферы представляют из себя сагрегатированныйсабвуферный динамик в оформлении сразу с усилителем. Нередко купленный сабвуфер не приносит должной радости владельцу. Что бы этого не случилось, давайте попробуем разобраться в том, какие сабвуферы бывают и как выбрать из нужных, подходящий вам вариант. В рамках этой статьи давайте рассмотрим бюджетные варианты сабвуферов, в частности активных и в готовых корпусах. В первую очередь неплохо определиться с задачей сабвуфера, чисто теоретически сабвуфер представляет из себя низкочастотную колонку, призванную играть без искажений и на должной громкости тот диапазон частот, который не способен отыграть фронтальный мидбасовый динамик. Особенность человеческого восприятия звука такова, что очень низкие частоты, ниже 100Гц, человек не способен локализовать в пространстве и поэтому привязывает их к близкому источнику звука. Именно поэтому мы имеем право использовать один динамик, да ещё и сзади в багажнике, не нарушая стереопанараму в автомобиле. Казалось бы просто, но проблема состоит в том, что помимо основного тона, воспроизводимого сабвуфером к нему примешиваются призвук самого динамика, корпуса и обшивок автомобиля. Это всё не только бряканье и неприятный звон, но и отчётливо тянет локализацию сабвуфера на себя, то есть чётко слышно удары и хрипы из багажника. А ведь правильного сабвуфера не должно быть слышно, должна появиться иллюзия, что его нет в системе, а басят так фронтальные динамики. Для того, что бы выбрать такой сабвуфер – обратите внимание в первую очередь на корпус, он должен быть абсолютно глухим на простукивание, как если бы был сделан из камня, тонкая фанера или МДФ будет неприятно звенеть. Если есть порты фазоинвертора – они должны быть достаточно большие в диаметре, что бы не создавать аэродинамических шумов. Яркий пример, когда для 12 дюймового динамика ставят порт в 6-7 сантиметров диаметром, даже на небольшой громкости слышны прихрюкивания воздуха именно из порта, хотя динамик способен работать на намного большей громкости без искажений. Это можно проверить и подключив сабвуфер прямо в магазине к стенду, при его работе вы не должны слышать никаких посторонних призвуков, в машине они многократно усилятся. Так же обратите внимание на заявленный в паспорте коэффициент гармонических искажений (THD), он должен быть менее 0,5%, иначе даже не думайте покупать этот сабвуфер. Отдельный вопрос – размер и мощность динамика. Обычные типоразмеры динамиков: 8, 10 и 12 дюймов. 15 дюймовые динамики встречаются намного реже, больше – эксклюзив. С одной стороны, чем больше площадь диффузора, тем выше чувствительность, а значит и громкость при той же мощности, с другой стороны, чем диффузор больше, тем он тяжелее, а значит более инертен, а как следствие – не приспособлен к быстрым басовым партиям. Так же приходится платить размером короба сабвуфера, а багажники обычно не резиновые и не бездонные. Здесь нужно определиться с тем, что и на какой громкости вы собираетесь слушать в вашем автомобиле. Если размеренный рэп с мощным и простым басом, то вам стоит поискать динамик побольше диаметром, если классику джаза, то правильнее будет выбрать динамик полегче. Особенно сложным жанром здесь являются такие музыкальные жанры, где бас мощный, быстрый и громкий (к примеру – Prodigy). Нередко правильным вариантом для такой музыки будет выбрать всё же 10 дюймовый динамик, но сдвоенный в одном коробе для увеличения громкости. Особняком стоит выбор типа корпуса. Чаще всего используются Закрытый Ящик (ЗЯ) и Фазоинвертор (ФИ), это именно те – с трубой (. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, но что бы сейчас не углубляться в физику и математику процессов, можно попробовать обобщить, что ФИ чаще делают в погоне за громкостью, а ЗЯ за глубиной и артикуляцией баса, однако назвать это правилом нельзя, лишь отправной точкой. Вполне может оказаться, что хорошо сделанный ФИ будет играть музыкальнее и интереснее, чем ЗЯ. Одно правило действует наверняка – если вы выберите ФИ, то у усилителя в обязательно порядке должен присутствовать фильтр Subsonic, обрезающий весь инфразвук, обычно от 20-25Гц и ниже (на нём всё будет нарисовано) иначе вы рискуете серьёзно повредить динамик одним единственным удачным басовым ударом. Выбор усилителя для сабвуфера – дело тонкое. Но всё же общие рекомендации таковы: обратите внимание на возможность работы усилителя с вашим динамиком, старайтесь выбрать усилитель с максимальным коэффициентом демпфирования (уважающие себя производители обязательно напишут его в паспорте), если у вас установлена штатная магнитола окажется полезным вход высокого уровня, тогда сигнал для усилителя можно снять прямо с динамиков, не препарируя штатную магнитолу у специалистов для вытаскивания линейных выходов за стоимость самого сабвуфера. Особенно пригодится регулируемый BassBoost примерно на 45-50Гц (это самый вкусный бас) и т.н. «фазовращатель» – регулятор смещения фазы. Он пригодится, когда будете стыковать сабвуфер с фронтальными динамиками. Дело в том, что низкочастотные волны достаточно большие по сравнению с салоном автомобиля, поэтому не исключено, что бас будет приходить с запаздыванием (как правило, в большинстве машин так и получается). Ощущается это уменьшением или двоением баса, невнятностью воспроизведения. Проще всего в таком случае сесть самому на место водителя, включить музыку и попросить друга медленно крутить «фазовращатель», пока не поймаете звук. Так же стоит записывать в однозначный плюс выносной дистанционный регулятор уровня баса – его удобство трудно переоценить. Думаю, что для освещения, в общем и целом основных принципов выбора сабвуфера этого многим будет достаточно, однако не забывайте, главный критерий – это ваши уши. Слушайте перед покупкой. Правда в салоне автомобиля звук радикально изменится, поэтому стоит попробовать договориться с продавцом о возврате или замене, если в салоне автомобиля сабвуфер зазвучит не так, как хотелось бы. Автозвук – путь проб и ошибок. Удачных басящих покупок.

Добавить комментарий