Чья нынче власть?

1282571554 iСразу успокоим читателей: «За рулем» остается изданием для автомобилистов и не вступает в политиг ческую борьбу, охватившую практически всю страну. Просто процессы, происходящие в масштабе общества, неизменно отражаются и на какой-то его части, в данном случае —автомобильной.

Многие годы мы громко декларировали всеобщее равенство. Но всегда кто-то был «равнее» остальных. Как это проявлялось на дороге? Не станем брать для примера правительственные авто. Государственные мужи везде перемещаются кортежами под охраной и в особом режиме. Но у нас существовали госномера «спецсерий», и автомобили, наделенные ими, были неприкосновенны для ГАИ. Даже в случае явного и грубого нарушения ПДД инспектор не имел права (!) остановить черные «Волгу» или ЗИЛ, а лишь фиксировал ситуацию в рапорте, а начальство информировало руководство обкомовского гаража.

Потом начались перестройка, демократизация и борьба с привилегиями. К сожалению, эти процессы сопровождались утратой авторитета органами власти и ростом преступности. Что же мы видим на дороге сегодня?

Все так же разбираются с инспекторами представители широких слоев населения. По-прежнему несутся, не замечая предписаний дорожных знаков и сигналов светофоров, некоторые автомобили, а инспектора их «не замечают». Изменились лишь марка и цвет машин, да экипировка седоков. Раньше были черные автомобили с серьезными дядями в официальных костюмах, теперь это новейшие иномарки или, на худой конец, «девятки» цвета «металлик» с крепкими ребятами в кожаных куртках. Если первым было «все можно» по праву власти, то вторым —по праву силы. Обычному же автомобилисту приходится проявлять уступчивость, дабы не возникла необходимость выяснять отношения. У нас по-прежнему тот прав, у кого больше прав.

Хочу сразу застраховаться от возможных обвинений в проведении слишком очевидной параллели между ростом преступности и мальчиками в «девятках». Преступником человека можно назвать только после приговора суда, кожанки —всего лишь мода, а то, что автомобили стоимостью более двух миллионов стали покупать совсем молодые люди, говорит исключительно о стремительном росте благосостояния наших граждан. Но некоторые любопытные наблюдения работников ГАИ и автосервиса дополняют портрет нового автомобилиста. У большинства до первой серьезной аварии весьма скромный водительский стаж. Судя по полному незнанию Правил движения и грубым ошибкам, можно сделать предположение, что их водительские удостоверения есть результат не упорных занятий на курсах, а элементарной торговой сделки. Если в силу каких-то обстоятельств такой автомобилист не продает машину через несколько месяцев, чтобы купить новую, то через год она представляет собой довольно плачевное зрелище: при относительно небольших пробегах сильный износ. Что достаточно ярко характеризует водительское мастерство. При этом лихие водители часто не подчиняются требованиям инспекторов, а в случае прямого контакта либо хамят, либо, ничуть не стесняясь, пытаются откупиться. Впрочем, довольно живописать знакомое всем явление. Речь пойдет о другом.

Если не принимать во внимание достижения инженерной мысли в области пассивной безопасности, по-разному воплощенные в разных автомобилях, то в принципе все машины можно считать равноуязвимыми в ДТП. У «Мерседеса» и у «Запорожца» при столкновении бьются фары, мнутся крылья —авто, что называется, теряет товарный вид. Ну, а над человеческим телом Господь все работы давно завершил, так что усовершенствований не предвидится —тут различий между индивидуумами еще меньше: и в недавнем прошлом секретарь обкома, и «качок» из крепчающего рэкета, и простой человек —смертны. Все, как говорится, равны.

Равные права —краеугольный камень правового государства, в котором граждане должны подчиняться законам. Да, доставшееся нам в наследство законодательство несовершенно, а в некоторых случаях даже порочно. Да, до сих пор нет объективного критерия оценки работы инспектора на дороге. Да, в разговорах о коррумпированности пример ГАИ не приведет только ленивый. Да, тезис о том, что для того, чтобы требовать, необходимо прежде обеспечить возможность выполнения, абсолютно верен. Но 37 тысяч погибших на дорогах России в 1991 году —это почти втрое больше, чем за всю войну в Афганистане. И слова «бойня на дорогах» —не журналистский выверт, а страшная реальность. С ней необходимо бороться и для этого годятся и высокие штрафы, и засады с радарами, и, может быть, учет повторности нарушений.

Можно смело утверждать, что подобные меры дадут эффект и не вызовут протестов при одном условии: они будут распространяться на всех в равной мере. Но если нам придется присматриваться, чьи автомобили беспрепятственно нарушают Правила – и кому отдает честь инспектор на посту, мир никогда не снизойдет на наши дороги, и по числу убитых они и впредь будут напоминать зону боевых действий.

Добавить комментарий