Воз и ныне там…

Воз и ныне там...Примерно год назад журнал писал о трудностях и неудобствах, которые испытывает автовладелец при регистрации машины, а также при снятии ее с учета или постановке на учет. Руководство столичной Госавтоинспекции заверило нас тогда, что ситуация скоро резко изменится в лучшую сторону. Наш корреспондент Д. НАДЕЖДИН утверждает, что «воз и ныне там».

В течение последних полутора месяцев мне пришлось трижды пройти все круги волокиты, связанной с регистрацией или перерегистрацией автомобилей. Дело происходило в двух отделениях столичной ГАИ (Перовское и Куйбышевское) и люберецком МРЭО. Разнились маршруты по коридорам, номера кабинетов, но атмосфера царила одна и та же. И все так же мало она способствует сохранению нервных клеток, душевного спокойствия и здоровья.

Если вы решили посвятить регистрации (или снятию с учета) своего автомобиля день, лучше настраивайтесь сразу на два, а то и три —потом не будет мучительно жалко потерянного времени. Ибо если вы не обладаете налаженными связями среди «гаишного» начальства или просто нахальством, за день вам вряд ли удастся обернуться.

Появиться в ГАИ надо никак не позднее начала работы этой организации. Загоняем машину на стоянку. Здесь будьте осторожны: не соблазняйтесь укромными уголками. Ваш автомобиль непременно «зажмут», и на поиски того, чья машина вас заблокировала, уйдет немало драгоценного (понимайте это буквально) времени. Поэтому парковаться желательно поближе к выезду. Выйдя из машины, следует отыскать глазами вагончик (будку, киоск) и пристроиться в хвост стоящей там.очереди. Технология «работы» такова: отстояв положенное, получаем бланки документов, которые необходимо заполнить. Лучше быть вдвоем: один, путаясь в номерах кузова, двигателя и собственного паспорта, заполняет бумаги, другой в это время мчится в сберкассу, чтобы уплатить пошлины, налоги и т. п. Будьте готовы к тому, что в ближайшей сберкассе немалая очередь из таких же, как вы, автомобилистов.

Все заполнив и уплатив, снова в очередь к вагончику. Тот же инспектор проверит, правильно ли оформлены бумаги, и отложит их в сторону. Хорошо, если буркнет «жди у машины». В противном случае неопытный посетитель может подумать, что все закончено. Увы, до окончания еще далеко. Предстоит серьезное мероприятие —осмотр автомобиля. Инспектор, накопив изрядную пачку квитанций, величественно покидает свою будку. Важно успеть заранее открыть капот и протереть номера кузова и двигателя. В их сличении с теми, что на карточках, и состоит суть осмотра. Увидев номер, покрытый слоем грязи, «гаишник», не ровен час, развернется и молча уйдет. Понять его можно: желающих толпы —он один. Один в самом прямом смысле. Он и в вагончике сидит, он же выходит осматривать автомобили, захлопнув заветное окошко и оставив очередь мерзнуть, мокнуть, жариться —в зависимости от погоды.

Основное положительное отличие областного МРЭО от московского отделения ГАИ состоит в том, что выдачей бланков и осмотром ведают разные люди. Это несложное усовершенствование бюрократического процесса намного облегчает жизнь страждущим и экономит их время. Еще одна пикантная подробность из быта ГАИ области —«душевное» состояние инспектора, ведущего осмотр. В десять утра 16 октября он появился на стоянке, весело помахивая зеркалом на длинной ручке, и, выдохнув в лицо очередному автомобилисту, вызвал у последнего непроизвольное желание схрумкать огурчик, желательно соленый. К вечеру инспектора уже буквально подносили к машине на руках. Но, видимо, большой опыт позволял лейтенанту выполнять служебные обязанности и в таком состоянии. Авторучку он сжимал крепко и размашисто ставил подпись в документах. Получением сей закорючки заканчивается первый круг мытарств и начинается второй.

Учет угнанных автомобилей, как говорят, компьютеризован. В российском варианте это выглядит так: снова отстаиваете изрядную очередь и, сдав бумаги, ждете, пока инспектор звонит по телефону и диктует данные вашего автомобиля.

Через некоторое время ему сообщают, находится данный автомобиль в розыске или нет. Все это хорошо, вот только почему необходимую операцию нельзя делать параллельно с осмотром —сколько бы нашего времени было сэкономлено. Но ничего не скажешь —компьютерный учет!

Самое интересное действо наступает в паспортном столе —последней инстанции. У окошка бурлит людская толпа, пытающаяся выстроиться в очередь. Возглас «вы здесь не стояли!» можно отнести к разряду деликатных. Работа паспортного стола быстротой не отличается —весь учет, как и в начале века, вручную: заполняют какие-то карточки, вносят пометки в гроссбухи, делают записи а техпаспорте, ставят печати и —финал! —выдают номера. На все про все —одна, хорошо две паспортистки. Стоят здесь часами, иные не один день. В эту очередь не влезть: в лучшем случае обругают матерно, а могут и просто врезать по физиономии. Однако попадаются редкие личности, которые в очереди не стоят —и за полчаса получают номера, техпаспорт и скорым шагом удаляются от закипающей очереди. Да, связи —это сила.

Увы, привилегия пройти вне очереди простому смертному не дается ни за какие заслуги. Старушка, продававшая машину (как оказалось, ветеран войны и персональный пенсионер), сославшись на нездоровье, попыталась воспользоваться льготами. Ответ из окошка паспортного стола был краток: «У нас все равны!». К счастью, кто-то из начальства проникся состраданием, и пожилую женщину провели путем «блатных» —через служебный вход.

Областная ГАИ снова оказалась выше своих московских коллег. В ней над заветным окошком красуется табличка, сообщающая престарелым и заслуженным об их праве на внеочередное обслуживание. Да и очередь значительно меньше, и паспортистки порасторопнее, и компьютер у них прямо тут, на столе, а не «по телефону». Всю процедуру удалось провернуть за день без особого напряжения. Хотя сказался, конечно, полученный ранее московский опыт.

Кстати, в столичных МРЭО, где регистрируют новые машины (в районных ГАИ —только бывшие в употреблении) весь процесс занимает, по рассказам очевидцев, очень немного времени. Можем, если хотим!

Добавить комментарий